Из сегодня, выставка в Музее Фаберже. Модильяни и его Жанна; Сутин, Валадон, Утрилло.

Jan 06, 2018 22:40

Модильяни, кажется, ни с кем уже не перепутаю. Эти удлиненные лица, полусхематичные или вовсе данные намеком глаза, тонкие линии. Сутин тоже вполне узнаваем. Красное и черное, рыба, туша быка, и реже - люди.
Часть выставки поэтому была не знакомством, а встречей.
Сама выставка была организована так, что между картинами и картинами, картинами и текстами, размещенными на противоположных стенах, были довольно-таки небольшие расстояния, а людей очень много. Подойти к картине, как хочется, не всегда получалось, поэтому часть фотографий - под углом.
Но и в таком ракурсе очевидно: Модильяни.
Слева "Девочка в желтом платье (портрет девушки с воротничком)", справа "Беатрис Гастингс, опирающаяся на правую руку".



И Сутин.
"Натюрморт с круглым столом" и "Рыбы".



Интересно сравнивать их работы с одним и тем же сюжетом. В частности, оба они написали портреты девочек. Понятно, что моделями были совсем дети, которым просто в силу возраста присущи нежность и миловидность.
Х. Сутин, "Девочка в розовом платье"



А. Модильяни, "Девочка в голубом"



Но это всё же не открытие.

Я начисто забыла о художественном таланте Жанны Эбютерн, чему есть оправдание: никаких её работ не видела, да и существует их мало. А вот одна из них. И это для меня - открытие.
Влияние Модильяни, которому она была женой, который был её любимым и единственным, можно предполагать, но собственную мысль видно, и кто знает, какое развитие получил бы её талант, проживи она дольше двадцати одного года.
"Адам и Ева"



Ещё одно, вернее, два одновременных открытия, связаны с художниками, о которых, казалось, ничего не знаю, кроме фамилии одного из них. Потом вспомнила, что видела и, как минимум, одну работу другой. Никакого представления о них всё равно не было.
А ведь жили на свете Сюзанна Валадон, художница, натурщица, влюбчивая женщина, не очень считающаяся с общественным мнением и условностями разного рода, и сын её, Морис Утрилло, художник. Оба были художниками-самоучками. Я смотрела на их картины и думала, что каждого из них общество, тем более - тогдашнее, пусть и богемное парижское, могло осудить: её - за частую смену мужчин, да и за то, что сын рожден от неизвестного отца, его - за алкоголизм. И наше современное общество ведь тоже нередко относится к этому с осуждением. И если дать просто описание их жизни, но не показывать работы, впечатление о самих людях вполне может быть другим.
Всего лишь - нестандартная жизнь, но это была их жизнь, и, не знаю, как он, но она в своей бывала счастлива.
Она была перфекционистична в работе, всё улучшала свои холсты, и сочетание этой точности, выверенной линии, с яркостью красок производит впечатление объемного, живого, сильного.
С. Валадон "Вид города Корте".



На её картинах много людей, на его - почти нет их, он работал в жанре урбанистического пейзажа, и что-то такое есть в его работах, что не отойти. Ни яркости палитры, ни эмоциональности сюжета, просто улицы, дома, виды города, виды пригородов, и какие-то совершенно самодостаточные. Завораживают полностью. Мягкость цвета, тщательность прорисовки и узнаваемость деталей - не знаю, буду ли когда-нибудь в Париже, но если да, то постараюсь найти эту улицу и надеюсь, что узнаю её.
М.Утрилло, "Улица Маркаде в Париже".



Вот ещё одна его картина, я её сфотографировала целиком и фрагментами, чтобы показать детали.
М. Утрилло, "Улица в Фонтенбло".



Детали:
Листва слева вверху. Тщательно прорисованы ветки, листва - но у листьев нет конкретной формы, это было бы избыточно; однако - сколько оттенков зеленого.



Домик слева. За забором, немножко за растительностью.



Три человека, идущие от дома вглубь картины. Схематичные, но достаточные, чтобы опознать в них именно людей.



Отдельного кадра стоит освещение этой выставки. Заметно даже на фотографиях, что работы висят в полумраке, но при этом каждую из них хорошо видно. Если с пространством для зрителей здесь получилось не очень удачное решение, то с освещением - наоборот. Был слабо освещен зал в целом, но прожекторами сверху - каждая картина.

фотосерия

Previous post Next post
Up