Школа в Паланге

Jun 16, 2017 22:18

Паланга вытянута вдоль побережья Балтийского моря на 25 километров, населения в ней менее двадцати тысяч. Небольшой город, хоть и длинный. Очень приятный, тихий, море рядом.
"Балтийская средняя школа" - один из, кажется, островов покоя, но жизнь в ней, непохожа на спокойствие, если понимать под ним тишину и безветрие. Это другой покой, скорее, тот, который кажется в бурях - и, в какой-то мере, присутствует в них. Покой непрерывной деятельности, активности, сопротивления вызовам судьбы.
То, что мы ценим как наполненную жизнь.
Утро, 12 мая.
Мы, полусонные, только въехавшие в город, входим в школу. В дверях встречает доброжелательно улыбающийся человек. Мы ещё не поняли, что это директор школы Альвидас Кнукшта. Показывает, куда можно повесить верхнюю одежду, проводит в кабинет, где приготовлена техника для показа презентации.
Нам рассказывают о школе, которая когда-то, в незапамятные времена, даже и не отличалась ничем от других школ. Жили, детей учили. Напротив был детский сад. Там работала уникальная женщина, логопед, у которой было большое желание заниматься не только здоровыми детьми, но и теми, у кого особенности развития, и их стали брать в тот садик. Она занималась, в основном, речью, но при этом делала какие-то шаги в сторону реабилитации в целом, и дети улучшались. Время шло, дети росли. Детский сад пора было заканчивать, а куда дальше? Тогда школа подхватила эстафету, начала учить детей с особенностями. Надо сказать, что в Паланге не было для них каких-то специальных школ. У меня создалось впечатление, что эти дети просто не получали образования. Об интернатах или надомном обучении речи не шло - возможно, они и были. Теперь в Балтийской средней школе учатся совершенно любые дети. С любыми особенностями развития, вплоть до тяжелых нарушений. Поначалу было трудно: здоровые дети с удивлением смотрели на сверстника, которого в столовой кормят с ложки. Потом привыкли. Иссякла проблема. Сейчас все вместе обитают в школе, все участвуют во внеурочных мероприятиях, все ходят на экскурсии. Те дети, которые с особенностями, но мобильны и по состоянию интеллекта могут учиться со всеми, интегрированы в обычные классы. Остальные учатся на первом этаже, потому что коляски по лестнице таскать тяжело, а лифта в школе нет, и подъемников никаких я тоже не видела. Правда, на втором этаже обнаружился пандус.
Немного позже - экскурсия по школе, а пока мы в одном из кабинетов.
Кабинет географии. Вроде смотрю презентацию, но ещё разглядываю кабинет, отличающийся от привычного.
Парты на одного, стоящие именно так, не по две рядом.
Компьютеры.
Необычная карта на стене.



Парты регулируются по высоте. Удобно.



Компьютеры - совсем небольшие, на вид немножко игрушечные, но настоящие. Впечатление, что у них специальный детский дизайн.



В мониторе отражается стенд, висящий за моей спиной.



Карты, как карты. Но окраска стен! У нас такой просто не может быть в школе.



Фрагмент класса с доской. Похоже на то, что у нас. Если не считать компьютеры и не скашивать глаз к боковой стене.



Вот одна из карт, показавшихся мне необычными. У нас не видела подобных. Она кажется "детской", но на самом деле - более наглядная. Объекты подразумевающиеся здесь изображены явно. Ученик не должен вспоминать, есть ли в том месте вулкан. Вот он. Попробуйте теперь его забыть.



Всё, встаём и идём. Следующий кабинет.
Мастерская. На шкафу - работы по дереву.



Вот они. В Литве есть традиция резьбы по дереву и, видимо, это её отображение.



Класс.
Расстановка парт. Мягкий уголок у окна.



В другом классе ещё один такой же уголок. Видимо, специально создается место для отдыха.



Доска, как доска. Мел, губки. Наглядность имеет, в целом, привычный вид. Я так понимаю, что это к уроку литовского языка.
Кофеварка в углу. Для литовской школы - видимо, тривиально. Для нас - необычно.






Это в коридоре работы учеников. Я спросила сотрудников школы, сопровождавших нас, насчет контекста. Они не знали, к чему это. Мы поняли, что на каком-то уроке проходили червяков, и вот сцены из их жизни.



Нам разрешили заглянуть в некоторые классы, прямо на уроки. На одном из них учительница, стройная девушка в джинсах с прорезями где-то на коленях, танцевала под музыку вместе с детьми. Тогда ли я подумала, что хочу показать эту школу моим ученикам, и что хочу это в своей школе, или не тогда? Не помню, но явно был один из тех моментов. Было видно, что ей хорошо с ними, и им - с ней, и занятие в радость.

Здесь просто урок идет. Видно, что дети не напряженно-замершие, и... что за окном уже почти лето.



Тоже поделка и рисунки на стене в коридоре.



Малышовый класс.



Мы на первом этаже, где обитают менее мобильные дети. Шкаф в одном из классов.



Тоже кабинет.



Класс, где учатся дети с серьезными нарушениями развития. Они, может быть, и мобильные, но состояние интеллекта не позволяет учиться с остальными.



Красные и синие диски надо вкладывать в щель между двумя вертикальными желтыми дырявыми планками, пока она не заполнится доверху. Подросток был сосредоточен на этом занятии абсолютно, это при мне складывалось, и вот результат.



Шкафчики для одежды. У каждого своя надпись, не только имя, но и стиль.



Этот зал для физкультуры и лечебной физкультуры - специально для детей с особенностями развития.



Снаряды. Детская игрушка для кого-то из этих детей - вполне тренажер, а для кого-то - способ провести время в деятельности.



Тренажеры и медведи.






Заглядываю в сухой бассейн, он был несколькими кадрами выше. Да, он занят фитболами, но, так и есть, в нём обнаруживаются пластиковые шарики. Значит, сюда кого-то погружают. И, возможно, в кого-то здесь бросаются этими шариками.



Вот другой спортивный зал, он для всех.
Размеры, поражающие воображение. Как три, наверное, обычных школьных зала.



Библиотеку соединили с информационным центром, поставили там мягкую мебель, теперь это место для времяпрепровождения, приготовления домашних заданий, создания рефератов и докладов, да и просто для отдыха. Для нас это был последний пункт экскурсии по школе. Чай, конфеты, маленькие очень вкусные заварные булочки. Отдых и очень много общения с коллегами из этой школы - интересно было поговорить про жизнь и про работу, про нашу большую нормированность и их большую свободу в работе, про сходство некоторых проблем.

Можно уединиться



Знакомая обложка, даже на неизвестном мне литовском сразу узнается.



Вид из окна. Птицы - на стекле. Герани кажутся очень темными, но это потому, что контровый свет.



Герань на окне



Информационный центр. Свободный доступ ко всему.



Школа снаружи. Просто школа.



Говорю Альвидасу, что в его школе, я обратила внимание, парты не везде стоят по три колонки, а иногда как угодно, но иначе. Отвечает, что в школе именно стараются ставить парты не в колонки, а так, как удобно для работы. Я говорю, что когда-то у меня стояли парты не колонками, но это запретили, потому что свет должен падать слева, от окна, и нет разницы, что реально он падает сверху. Альвидас строго говорит, что это не доказано. Он прав, на самом деле.

Мне не хотелось покидать эту школу. Она ни на что не похожа. И, пожалуй, именно из неё много чего хочется перетащить к себе, а ученикам, наоборот, показать этот мир - инклюзивную школу, где детей учат, в первую очередь, быть вместе, несмотря ни на что, и стараются, чтобы им было хорошо.

фотосерия, Литва, школа

Previous post Next post
Up