Навеяло
рассказом Антона о посещении собачьей выставки.
Если посмотреть на карту, то видно, что Ньюфаундленд и Лабрадор - географически одна область, а именно - восточная канадская провинция, со столицей в городе Ст. Джон.
Когда-то давно, местное население разводило там собак, вошедших в историю как St.John's Water Dog, или водная собака Св. Джона. Эти собаки не отличались особой красотой, но прекрасно плавали, помогали рыбакам вытягивать из воды сети, приносили добычу, и вообще, при средних размерах, отличались силой, ловкостью, и незаурядным умом. У них была короткая непромокаемая шерсть с характерным окрасом - белой мордочкой, белыми носками на лапах, и белой же отметиной на груди. Между пальцами - перепонки, позволявшие легко плавать, и спасавшие их от образования мерзлых ледяных комков, от которых зимой мучались собаки других пород. При плавании, они гребли лапами не перед собой, как большинство собак, а по сторонам, действуя сильным хвостом, как рулем, а потому, прекрасно маневрировали в воде. Великолепные рабочие качества и способность к быстрому обучению сделали эту породу легендарной еще задолго до ее появления в Европе.
В начале 19-го века водных собак Св. Джона завезли в Англию, и уже там, на их основе, вывели всем известных лабрадорских ретриверов. Генетическая примесь водной собаки Св. Джона (или малого ньюфаундленда, как его еще называли) присутствует и в остальных ретриверах, например, в золотистом. Они все унаследовали от водной собаки отличные рабочие качества, непромокаемую шерсть, перепонки на лапах, и особое строение челюсти, позволяющее воде легко стекать изо рта при плавании, а также огромную любовь к купанию к холодной воде, и врожденную способность приносить (retrieve) предметы.
Тем временем, на самом острове Ньюфаундленд с породой тоже происходили перемены. Иммигранты из Европы скрестили местных собак с привозными, и на основе (скорее всего, т.к. точные данные отсутствуют) скрещения с британским мастифом, образовалась новая порода - большой ньюфаундленд, сразу же ставшая очень популярной. Ее использовали не только для охоты и рыбной ловли, но и для спасения людей, а также, запрягали в повозки, как небольшую лошадь. И большие, и малые водились на острове в изобилии. Вскоре, в попытке помочь овцеводам, был издан декрет - ограничить поголовье собак, по одной взрослой на семью. В результате декрета, а также из-за эпидемии чумки, порода малого ньюфаундленда исчезла совсем, и остались исключительно большие - те, что ныне известны под именем "ньюфаундленд", или просто "ньюф".
Таким образом, лабрадорские ретриверы (или, попросту, лабрадоры) - порода, наиболее близкая к исчезнувшей водной собаке Св. Джона. Даже после двух веков тщательной селекции, у них нет-нет, да вылезет на груди белое пятнышко, когда-то украшавшее их далеких предков. Эти же отметины, а также носки на лапах, случаются и у ньюфов, а уж в смесях они проявляются почти всегда.
Поскольку порода сенбернаров, спасавших людей от гибели на горных перевалах в Альпах, сильно пострадала из-за морозов и собачьих эпидемий, оставшихся скрестили с большими ньюфаундлендами. Таким образом, нынешние сенбернары несколько отличаются от оригинальной породы, выведенной на основе ныне исчезнувшего альпийского мастифа.
Ньюфаундленды также были "замешаны" в создании российской породы "московская сторожевая" - путем скрещения уже "обновленных" сенбернаров с кавказской овчаркой.