Воспоминания о былом: рукотворные гиганты Сожа (расширенная версия)

Nov 06, 2014 20:28

Сегодня пойдет рассказ о довольно известном в Гомеле объекте - дебаркадер ДЖ-7 (иногда его называли плавучей пристанью или пароходством).
1.



ДЖ-7 был построен в 1957 году на верфи в Шатилках (до 1961 г., ныне Светлогорск). Большую часть жизни этот дебаркадер проработал в Гомельском грузовом порту. На втором этаже надстройки располагалась диспетчерская, из которой координировалось движение буксиров. В других помещениях - гостиница для плавсостава, библиотека, склады белья.
2.


У ДЖ-7 был старший брат ДЖ-1, именно он служил плавучей пристанью на берегу Сожа и от него отправлялись катера и ракеты в разных направлениях.
3.


А на этом фото, рядом с ДЖ-1 (вдали), как раз находится ДЖ-7 (слева, вблизи).
4.


После того как ДЖ-7 и ДЖ-1 перестали использовать по назначению, они какое-то время стояли на берегу Сожа неподалеку от военного госпиталя.
ДЖ-1 возле нынешнего клуба «Немо».
5.


Затем году в 2006 продали ДЖ-1, его верхнюю надстройку снесли и он выставлен на продажу. Таким представлен вариант его реконструкции.
6.


А так он выглядит в объявлении о продаже.
7.


У ДЖ-7 была несколько иная судьба. До 2008 года он стоял в районе Шведская гора и был собственностью ОСВОДа.
8.


В 2008 ДЖ-7 продали какой-то частной фирме, и отогнали в затон в районе Новобелица. Достроили второй этаж.
Новые хозяева планировали его реконструировать, вдохнуть вторую жизнь и использовать как плавучий ресторан или как клуб, но, казалось, что дебаркадер сам не хочет такой участи.
9.


Он периодически набирал воду, один раз во время паводка он сорвался с привязи и решил уплыть, но его поймали и вернули на место.
10.


Некоторое время он успел полежать полузатопленным неподалеку от объездного моста через реку Сож.
11.


Когда уровень воды упал, его осушили и перегнали обратно в затон, только уже на противоположную сторону. Последние годы он так и провел на берегу, зимой его сковывали льды, а весной его заливали паводковые воды.
12.


Последний раз там довелось побывать в 2012 году. К тому моменту он уже пережил довольно много весенних паводков и периодические нашествия бомжей и местных детишек в зимний период. Хоть он и находился на противоположном берегу от цивилизации, к нему все же можно было попасть или по льду или на лодке.
13.


Внутри уже почти не осталось признаков былого быта. В некоторых местах прогнили полы и потолки.
14.


В трюме, где находились коммуникации, отвечающие за водоснабжение, постоянно стояла вода, она попадала туда весной во время паводка и оставалась там весь год.
15.


На чердаке, кроме толстого слоя птичьего помета, было несколько огромных ульев шершней.
16.


Второй этаж.
17.


Так как судно стоял с довольно большим креном, ходить в нем было довольно странно: организм протестовал против наклонной опоры, а гравитация тянула к стенам.
18.


Спуск на первый этаж.
19.


20.


21


22.


Спуск в трюм и подъем на второй этаж.
23.


Напоминание о прошлых хозяевах.
24.


26. Внутри воздушной камеры.


27.


28.


29.


30.


31.


Закончилась история этого объекта весьма печально - зимой 2013 года на дебаркадере произошел пожар, и он сгорел до основания. На берегу осталась лишь бетонная основа.
32.


Таким образом ДЖ-7 в некотором смысле повторил участь ДЖ-1.
33.


PS: На реке Сож ДЖ-1 и ДЖ-7 были не самыми крупными дебаркадерами. В советском киноальманахе для пионеров рассказывается про пионерский лагерь белорусских речников, который размещался в огромном трехэтажном дебаркадере.






ретро-фото:
http://fotki.yandex.ru/users/ew8rg-zaitsev/
http://www.infoflotforum.ru
фото пожара: Ворошилов Дмитрий.

репортажный, Гомель, из_сюда_в_туда, индастриал

Previous post Next post
Up