Три волхва

Jun 20, 2016 13:51


Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
Александр Блок

Одно из самых древних изображений волхвов, подносящих дары, находится в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия). На великолепной мозаике запечатлены имена трёх волхвов: Валтасар, Мельхиор и Каспар. Мозаику датируют тридцатыми годами 6 века. Как и на многих других древних изображениях, Мельхиор здесь предстаёт безбородым:



В то же время считается, что имена волхвов придумал Беда Достопочтенный в 8 веке, то есть через полтораста лет после создания мозаики с именами волхвов, что говорит о проблеме либо с датировкой мозаики, либо с авторством Беды. Предполагаю, что скорее ошибочна датировка мозаики, хотя есть сомнение и в авторстве Беды.

В той же церкви Сант-Аполлинаре-Нуово есть другая интересная мозаика, которая подверглась цензуре предположительно при епископе Аньелло в 60-х годах 6 века.



Считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне - группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны. От этих фигур сохранились хорошо различимые следы нескольких рук на высоте колонн, а также полукруглые очертания голов над горизонтальной опорой, несущей завесы.

Есть ещё один интересный случай церковной цензуры. В Кёльне находится саркофаг с мощами трёх волхвов, богато украшенный золотом с барельефами исторических персон. Новохронологи опубликовали древнее изображение саркофага, которое датируется 17 веком. На боковой стороне можно наблюдать 4 ряда барельефов:


А вот современное фото саркофага из Кёльнского собора. Видно, что 1-й и 3-й ряды изображений удалены предположительно в ходе реставраций в 17-18 веках:


религия, архитектура, волхвы, история, Беда Достопочтенный, Ренессанс, хронология

Previous post Next post
Up