Несколько замечаний к историографии средневековой живописи.
Серия Джовио - это серия из 484 портретов выдающихся персон, собранных в 16 веке историком и биографом Паоло Джовио (имя при рождении - Павел Иовий Новокомский). Первые портреты Джовио стал собирать уже в 1512 году. Сообщают, что строительство музея для коллекции началось в 1537 году и закончилось в 1543.
Паоло Джовио (Павел Иовий Новокомский)
Легенда гласит, что в 1546 Джовио на обеде у Павла III подал Вазари идею составить аналогичное собрание биографий выдающихся художников, что тот и сделал. Вазари окончил «
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году.
Понтифик Павел III
После смерти Джовио в 1552 году его коллекция картин рассеялась по частным собраниям и в итоге потерялась, однако ... сохранена благодаря серии копий, заказанных в том же году Козимо I де Медичи. Художник Христофор дель Альтиссимо провёл 37 лет за копированием, и работая с 1552 по 1589 год нарисовал более 280 портретов. Возможно Альтиссимо многих, или вообще всех, придумал по заданию Козимо I, а легенда про коллекцию это прикрытие.
Но вернёмся к Вазари. В 1568 выходит второе издание книги, которое было дополнено портретами художников, если имелись хоть какие-то их портреты. Часть портретов - выдумки, часть отсутствует, оставлена лишь роскошная графическая рамка в стиле маньеризма. Всё-таки текст с картинками лучше воспринимается. В книге главное внимание уделялось художникам Южной Европы. Вазари был патриотом Флоренции и включил в книгу биографии всех известных флорентийских мастеров, приписав флорентийцам даже изобретение гравюры.
Джорджо Вазари. Автопортрет.
В 1604 Карел ван Мандер, вдохновлённый примером Вазари, написал своё самое известное произведение - «
Книгу о художниках», первый искусствоведческий труд в Северной Европе. Первая часть представляет собой стихотворное обращение к обучающимся живописи, где рассматривает основные принципы искусства. Вторая часть «Книги» содержит биографии античных живописцев и известных итальянских мастеров, а также нидерландских и немецких художников. В третьей части Мандер даёт подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи - «Метаморфозам» Овидия. Рисуйте по Овидию, а не по Библии!
Карел ван Мандер
При всём этом немного необычно выглядит история возникновения раннефламандской живописи в 15-го веке (Эйки, Рогир ван дер Вейден, Робер Кампен).
Загадочная картина
Вот уже несколько поколений искусствоведов задаются вопросом, кто же все-таки написал групповой портрет "Основатели флорентийской школы". Подпись под картиной гласит, что здесь изображены: художники Джотто и Уччелло, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески и Антонио Манетти (это может быть либо писатель, либо его полный тезка резчик по дереву). В первом издании "Жизнеописаний знаменитых живописцев" (1550) Джорджа Вазари приписывает эту картину Мазаччо. Однако во втором издании "Жизнеописаний" (1568) он "меняет показания" и говорит, что ее автором является Уччелло. Вазари также полагает, что человек, обозначенный на картине как Антонио Манетти - это Джованни Манетти, математик, большой друг Уччелло. О существовании этого группового портрета почти никто не знал до 1847 года, когда его приобрел Лувр. С тех пор не прекращаются дискуссии о том, кем, когда и при каких обстоятельствах была написана картина. Одни искусствоведы разделяют точку зрения первого издания вазариевских "Жизнеописаний" и утверждают, что автором портрета был Мазаччо, другие - склоняются к тому, что его написал Уччелло. Третьи полагают, что "Основатели флорентийской школы" вообще созданы не в XV, а в XVI столетии. Идентификация картины осложняется ее плохим состоянием, а надписи под нею не только не проясняют, но еще больше запутывают дело, поскольку совершенно непонятно, когда и кто сделал их. (
http://www.artprojekt.ru/gallery/uccello/ucc11.html)