Но был один, который не стрелял

Apr 19, 2013 14:44

  После разгона Сретенского прихода в селе Заостровье Архангельской области церковная власть в Архангельской митрополии постоянно пытается доказать всему миру правильность и адекватность своих действий. Правда выходит это с большим натугом. При высоких словах о защите православия и канонов и обвиняя в нарушении этих основ и батюшку прихода о. Иоанна и изгнанных из Заостровья прихожан, многие из которых являются членами Преображенского братства, сами клирики, участвующие и причастные к этим гонениям постоянно балансируют на грани лжи и недомолвок по текущему состоянию дел в этом еще недавно процветающем приходе.
      Приглашая на Архангельскую землю богословов, сектоведов, чиновников и священнослужителей патриархии разного ранга церковное начальство митрополии пытается заручиться поддержкой оных, не гнушаясь ложью в освещении ситуации. Ложь звучит и про налаживании жизни в приходе и про количество причастников, которое якобы стараниями нового священника в храме растет. Идут в ход и рапорты о возобновлении крещения в храме, которого якобы давно не было. Во всем ложь. Замалчивается сегодняшняя печальная ситуация с финансированием и выживанием прихода.
      Пущенные в местные СМИ информационные вливания являются попыткой пустить пыль в глаза.  Новые прожекты по созданию видимой активной деятельности в селе по просвещению и привл и по реставрации храма напоминает про половинчатость информации о строительстве кафедрального собора в Архангельске, благодаря замалчиванию большого вклада в подготовку строительства бывшего владыки Тихона, все лавры приписываются нынешнему митрополиту.
      Очернение имени о. Иоанна, уважаемого священника с 20-ти летним стажем служения, выгодно консервативным силам Архангельской епархии, которые пытаются цепляться за любую возможность в консолидации с такими же противниками всех последователей о. Георгия Кочеткова. Ведь Преображенское братство в наше время одна из реальных христианских сил, которые последовательно занимаются вопросами катехизации на постсоветском пространстве, приводя в Церковь сознательных христиан, а не безликую массу безответных прихожан.

19 АПРЕЛЯ 2013 г. БОРИС КОЛЫМАГИН


В церковной среде слово «либерал» еще в 1990-е стало ругательным. Поэтому, скажем, выдвижение священника имя рек на либеральную премию ставит его в неудобное положение: что скажут собратья-пастыри? А может, пастырям того и нужно: чтобы на демократическом поле гулял не какой-нибудь новый  Глеб Якунин, а вполне управляемый, прикормленный церковными топ-менеджерами  имя рек. Пусть пасется. И корректирует заодно медийные волны.

Эти мысли пришли на ум во время просмотра номинантов престижной премии «ПолитПросвет». Какие имена, какие тексты! И в конце ненавязчивое: протоиерей Алексей Уминский (публикации на портале «Православие и мир»). Ах, если бы не знать подноготной. Покивал головой, да-да, интересно, и на религиозном поле есть свои просветители. И замечательно!

Но как быть, если человек играет в публичном пространстве несколько ролей, причем диаметрально противоположных. Помните, как герой «Овода» Риварес защищал своего отца-кардинала в прессе? Подписанные одним псевдонимом статьи клеймили монсеньора, подписанные другим - защищали. А их автор смеялся от души.




Вот примерно такую же историю предложил нам, читателям, о. Алексей Уминский. Правда, без игры с псевдонимами. В одних случаях досточтимый отец говорит вполне здравые вещи - об ответственности, о правде, о милосердии. В других - защищает инквизицию и главного российского борца с «тоталитарными сектами» Александра Дворкина. Мало того, ввел его в алтарь в своем храме. В одних не устает напоминать о важности литургического возрождения. В других поддерживает тех, кто с этим возрождением борется.

Так произошло, скажем, при разгоне общины о. Иоанна Привалова в Заостровье под Архангельском. Во время этих событий о. Алексей сыграл роль медийного громоотвода, прикрывая неблаговидные деяния правящего архиерея.

Возьмем, к примеру, последний номер Вестника Архангельской митрополии, чуть ли не целиком посвященный о. Иоанну Привалову. Об этом журнале мне уже приходилось писать. Есть здесь и довольно жесткие комментарии московского протоиерея. Он полагает, что последователей о. Георгия Кочеткова, каковым является о. Иоанн Привалов, можно гнать. «О. Георгий создает идеологически партийное мышление внутри членов своей общины, которые изначально настроены враждебно и высокомерны по отношению ко всем, кто не придерживается их принципов».

Хочется сказать: нет, нет и нет. Да встретьтесь сами с о. Иоанном Приваловым и его духовными чадами. Сколько можно питаться слухами? Есть среди этих «высокомерных» и простые бабушки, и рабочие, и домохозяйки. «Интеллигентский снобизм» - это мифологема, пущенная недоброжелателями еще со времен конференции «Единство Церкви». Именно с момента проведения этого форума начались гонения на «либеральные общины» внутри церкви. Но именно к опыту этой встречи апеллирует о. Алексей, всячески восхваляя его и призывая тотально «разобраться с кочетковцами».

В истории вокруг Заостровья немало непонятного. Правящий архиерей пошел, при поддержке фундаменталистских сил, против мнения епископата, фактически внес в него раскол. А якобы прогрессивные деятели (Дворкин, Кураев, Уминский) его поддерживают. Что же получается или может получиться на деле? В разных епархиях последователи литургического возрождения строят церковную жизнь. Но если какой-то архиерей вдохновится деяниями митрополита Даниила, он все легко сломает. И просветитель имя рек выступает в прессе в его поддержку. Странно как-то все это.

И еще странно, что когда понимающие суть проблемы люди попытались в прессе отстоять доброе имя о. Иоанна, московский батюшка вмешался в происходящее ничтоже сумняшеся. Я имею в виду нашумевшую историю с интервью известного ученого Анной Шмаиной-Великановой, данного «Русскому репортеру». Перед выходом в печать редакция поинтересовалась мнением нашего просветителя - и материал не пошел. Это к вопросу о чистоте намерений. Мол, чего вам, светские, лезть во внутрицерковные разборки.

Кочетковцам, так я понимаю, пора надевать во время богослужения на грудь звезду Давида или еще какой-нибудь знак. И ждать, когда их погонят за колючую проволоку. А о печатном слове пора забыть. Мало того, что консерваторы гонят, еще и отсюда получите!

Конечно, о. Алексей Уминский не один в поле воин. На либеральном фланге немало тех, кто держится четко в определенных рамках: вот об этом можно говорить, а вот об этом нельзя. Немало православных людей играют в политику, прекрасно понимая, какая им отведена роль. Не буду перечислять их имена. Важно другое: среди игроков попадаются и такие, которые не идут против правды. И это радует. Например, во время недавнего визита в Архангельскую область ответственный редактор ЖМП Сергей Чапнин не позволил себе выступить против о. Иоанна Привалова, хотя его к этому всячески подталкивали. На вопрос о его отношении к «кочетковской» газете «Кифа», он охарактеризовал ее как профессиональное и качественное издание. А на вопрос «Как вы считаете, уместно ли давать ссылки на ресурс "Русская народная линия" в официальных изданиях, например, в Вестнике Архангельской митрополии?» ответил: «"Русская народная линия" - это ресурс, где постоянно лгут, где совершенно недостойную позицию занимают и главный редактор, и основные сотрудники редакции. Для себя не считаю возможным никак сотрудничать с этой редакцией, и в некотором смысле считаю, что, в общем, они позорят церковь».

Хочу, чтобы меня поняли правильно: этот текст - не попытка оказать давление на жюри, пускай выбирают по совести. Но мне ведь тоже не все равно, какой церковный герой в либеральной среде станет главным экспертом. Потому что чует мое сердце: и в белокаменной по здоровым церковным силам начнут  пулять. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так через год. Времена такие, всякое может случиться. И здесь принципиально важно: будет раскрученный просветитель имя рек нажимать на курок или поступит как герой песни Владимира Высоцкого?

Архангельская епархия, Архангельская и Холмогорская митрополия, о. Иоанн Привалов

Previous post Next post
Up