(Foto: Getty Images) Гравюра 19-го века
Было это, иль не было - кто может сказать точно? Некоторые ученые дяди в солидных очках блистательно дискутируют о том в своих научно-непопулярных, обделенных картинками и лаконичностью нарратива, журналах.
Такая уж у них участь, у этих нудных дедуганов. А нам, тоже уже не очень юным, но и не сильно академичным, - достаточно мельком глянуть в мерцающую рябь инфопространства, чтоб пронзить моментальным восприятием эквипенисуальность (если не нравится слово аналогичность) того, о чем говорят старинные пыльные фолианты и того, о чем пестрят заголовки новостных интернет-стикеров.
Итак, внимайте, отроки и отрочицы, что было в лето 1212 года нашей эры.
Блогеры того времени не боялись «зеленых». Потому отважно выдирали у гусей перья, чтоб корябать ими свои «посты» на грубых пергаметных листах.
Нелегкое это было дело, ведь говорят, что не было в те времена ни живого журнала, ни мордокниги, ни даже твиттера с со стограммом. Не то что видео невозможно было быстренько заснять, но даже картинку приходилось рисовать палочкой с пучком волос на конце, или тем же гусиным пиром выцарапывать.
Само-собой, что при такой отсталости технологий, мало кто решался постить новости и всякую фигню. Ведь и донести контент до читателей, за несовершенством медийных носителей, было чрезвычайно геморройно.
Однако нашлись копипастеры, которые зафиксировали свою интерпретацию давешних событий тринадцатого века.
Проишествие это вошло в историю как детский крестовый поход.
Удивительный факт: невзирая на тормознутость тогдашних скоростей передачи инфы, кто-то умудрился организовать мощный флэшмоб. По разным данным, в этом приняли участие от 7 до 25 тысячь детей и подростков, в возрасте от 7 до 16 лет.
Причем было два «очага» одновременного возгорания этого движняка. Один в германском Кёльне, а второй во французской Лотарингии.
Кто и как умудрился организовать и синхронизировать такие толпы малолеток - загадка тех времен.
Дети сбегали из родных домов, отрекались от родителей и прародителей, очерняли в речах дела и поступки взрослых и вливались в толпу себе подобных.
Немецкая группировка недорослей, под предводительством некого десятилетнего Николауса, двинулась вверх по течению Рейна, через Альпы в стороны Генуи. Николаус обещал, что раздвинутся воды моря перед ними, и пройдут они в землю обетованную, не замочив ног.
Французские детки тем же летом 1212-го года двинули в сторону портового города Марселя из деревушки Клёс-сур-ле-Лойр. Предводительствовал ими харизматичный пастушок Степан, который «видел», как в мареве углекислых испарений проявился Иисус в образе пилигрима и, предрекая глобальное потепление, или еще какой апокалипсис, повелел детям бросать учебные заведения и идти освобождать мирным способом его собственный гроб от неверных католицизму сарацинов.
С дудками, барабанами, верхом на деревянных лошадках, махая флажками и лозунгами «за все хорошее, против всего плохого» - шли детки немецкие через холодные альпийские перевалы. Сколькие из них остались лежать там скелетиками, не вынеся голода и мороза - никто не считал. Да и не было никому дела до них, ведь харизматичный Николаус вел их в Царствие Небесное. Кто упал и умер - недостоин значит был. А благоразумные блогеры тех времен через горы не полезли.
Потому статистика расходится в оценках количества дошедших и павших. По одну сторону Альп говорят, что из Кёльна двинулся парад в 7000 одержимых идеей детишек. По другую, в Италии, утверждают, что видели в Генуе не больше 3000.
Чуда, обещаного Николаусом, не произошло. Море расступиться не пожелало. После того этот парнишка предпочел стереться из этой истории так, что даже интерпол не может ответить на вопрос, куда он делся.
С французскими ребятами произошло подобное. До моря они добрались. Только не в Генуе, а в Марселе. Но сценарий продолжился как по лекалу.
Степан тоже куда-то запропастился.
Зато во всех портах, куда прибыли малолетние освободители Гроба Господня, мирные крестоносцы, прогрессивных идей носители, - появились ушлые судовладельцы и капитаны, которые забесплатно обещали доставить детишек на своих парусниках к самому Иерусалиму.
Один из непосредственных участников событий, некий мужичок, вернувшийся через 18 лет из своего детского похода и последующего рабства в арабских странах, расказывал, что их грузили на судно два чувака. У одного по имени Хуго была кличка Железный, а торого, Вильгельма, все кликали Свиньей. Такие персонажи, как штих к повествованию.
Сколько судов, загруженных освободителями Гроба, вышло из портов неизвестно. Зато определенно в палестинской Земле Обетованной прибытие этих подростков никто не зафиксировал.
Но вот какое странное совпадение. Рынки работорговли в Алжире и Александрии внезапно пополнились большим количеством юного товара…
Да, детки, не все сказки имеют хэппи-конец. Да и не все дети до конца такую сказочку осилить в состоянии.
Нынче новые предводители крестовых походов выводят детей из под родительской опеки. Ведут их на освобождение мира нашего ото зла тупых взрослых.
Грета, не хуже Степана, зрит и слышит образы апокалиптические.
И детки германские каждую пятницу прогуливают школу в безапеляционной уверенности, что спасают Колыбель Господню…
Да и французские не отстают.
В году 1212 Папа, который в Ватикане, задрался уже безуспешно призывать взрослых крестоносцев на военный поход в Палестину. Тогдашний Папа, чтоб вы знали, по социальному уровню соответствовал приблизительно Дональду Трампу. Но никто его не слушался, кроме детишек и, присоединившихся к ним люмпенов, у которых все одно шансов на достойную жизнь в социуме не было.
Крестовые походы настоящих рыцарей уже за сто лет до того достигли своего кризисного провала.
Целью агитации того времени было скорее соблазнить лихих людей разграбить византийский Царьград. Но сия история в детские рамки не вписывается. Ей бы другой рассказ посвящать надлежало.
Так в чем же назидание? В чем фабула всей предыдущей болтовни?
А может и нет ее?
Если не уметь проводить параллели между былинами и современными скороспело-истлевающими байками - не будет никакой фабулы. А если уметь?
Такой вот, подающий ненадежный лучик надежды, конец.