Чингис-хан. Аланский след. Общественный строй монголов.

Jul 11, 2014 16:46

Общественный строй средневековых монголов.
Поговорим о том, что еще объединяло светлых монголов, делая их единым устойчивым этносом. Для этого рассмотрим структуру общества. Когда заходит речь о великих завоевательных походах Чингис-хана, сразу же возникает представление о многочисленных, но разрозненных, полудиких скотоводческих племенах, живших в примитивном обществе, с примитивным хозяйственным укладом и исповедующих шаманизм.
Предполагается, что этот примитивный образ жизни не помешал им в исторически короткий срок (практически вдруг) сорганизоваться, выдвинуть из своих рядов великого полководца Чингис-хана и покорить, и удерживать в подчинении половину цивилизованного мира! Так в общих чертах выглядит позиция официальной исторической науки. Хотя человеку далекому от нее, в эту версию трудно поверить. Каждый понимает: большая война, далекий поход - это вам не грабительский набег на соседнее племя!
Здесь нужны серьезные навыки взаимодействия в рамках четкой общественной системы, отработанная стратегия и тактика ведения боевых действий, снабжение армии, разведка, т.е. военная «школа победы»! Это навыки, которые передаются из поколения в поколение. Без них не то, что другую страну, на футбольном поле победы не одержать. И вообще, как в такой примитивной среде могла сформироваться личность, подобная Чингис-хану, ведь ни до, ни после у монголов не появлялось сколько-нибудь заметной исторической фигуры? Даже спустя 800 лет монголы не смогли изменить ни привычного уклада жизни, ни своей ментальности.
Для побед, одержанных Чингис-ханом, не достаточно было иметь просто огромное войско, численность которого тоже явно преувеличена. Воинам нужна была независимость от прежнего образа жизни. Представить себе кочевника-скотовода, попутно принимающего участие в великих исторических битвах сложно, если не сказать, невозможно! Когда война становится работой, ни о каком совмещении функций и речи не идет! Следовательно, миф о примитивных ордах кочевников, которые брали города и государства не умением, а числом, слишком шаток.
Логика подсказывает, что такое победное шествие монгольских племен на огромных просторах Евразии невозможно без укорененной в их повседневном быту более сложной общественной структуры, чем это принято считать!
И такая структура была! Общество светлых монголов (европеоидов), будучи этнически однородным, строилось на принципах военной демократии. Во главе союза племен издавна стоял владыка, которому подчинялись верховные правители родов. Такой личностью был прадед Чингис-хна - Кабул-хан (хъабыл - достойный, осет.) Он олицетворял одновременно жреца, главнокомандующего и высшую судебную власть. При этом каждое племя, входившее в союз, имело похожую структуру. Здесь следует отметить, что такое разделение функций было характерно для скифских, сарматских и аланских союзов.
У средневековых монголов Чингис-хана общественная структура делилась на жрецов - представителей культа, военной аристократии, с подчиненными ей воинами и всех остальных членов племен. При этом жречество в монгольском обществе играло существенную, господствующую роль. Это основные принципы военной демократии! Армия строилась по родовому признаку (как и армия скифов, сармат и алан, например).Члены рода, связанные кровными узами, составляли урух (урух-широкий,осет). Участие в военных походах для мужчин рода было обязательным. Каждый воин должен был исполнять все решения, принимаемые на общем собрании племени. Вожди, они же представители военной аристократии, они же исполнители религиозных культов, знали все сильные и слабые стороны своих воинов, поэтому во время битвы могли использовать весь потенциал по-максимуму.
Во время нападения врага, повозки ставили по кругу, при этом старейшины оказывались внутри этого круга. Военная тактика, применяемая скифами, сарматами и аланами.
Члены каждого племени имели жесткое распределение обязанностей, второе имя, прилагаемое к личном, чаще всего обозначало род занятий. Например, приставка беги (бигæ-бийын - плести, сучить шерст,осет.) прилагалась к имени женщин, которые этим занимались. А термин хатун (хæтын - странствовать, кочевать (осет.), такой знакомый по турецким историческим сериалам, обозначал тех женщин, которые кочевали со своими мужьями. Жены, которые оставались в Орде, термин хатун не получали. В летописи есть свидетельство о некоем мужчине (Чебкан-хатун), который исполнял все функции женщин при перекочевках, возможно, был калекой.
В структуре средневекового монгольского общества были еще две категории людей: унаган богал и онг богал. Унаган богалы ((unagan bogal - (ун - быть; агæ - котел; богал - силач, сильный человек) т.е. быть при котле сильного человека. ,осет.)были вассалами, для которых отойти или примкнуть к военачальнику было вопросом поддержания своего существования. Сохранившееся в языке современных монголов слово «унаган», обозначающее годовалого теленка, как раз об этом и говорит! А вот вторая категория - онг богалы (ong bogal - ( онг - часть; богал - сильный человек)т.е. стать частью сильного человека, его другом.), считались опорой сильного человека, обладали привилегиями. Неверный перевод этих понятий привел академика Б.Я.Владимирцева к неверному пониманию общественного строя средневековых монголов Чингис-хана, который он назвал раннефеодальным! Там нет ни феодалов, ни зависимых крестьян! Это ложное понимание зависимости!
Особняком в иерархии общества светлых монголов , стояла категория людей, к имени которых прибавлялась приставка беки. И это была не просто приставка, это был титул- жреческий титул. Обычно беки(beki - бекъæ - верхушка ,осет.)становились первые сыновья. Но жречество и религия это предмет отдельного разговора, не будем пока углубляться.
Кроме того, мои исследования показали, что средневековые монголы делились на степных, лесных и горных! Академик Б.Я.Владимирцев делил их очень странным образом: на лесных, степных и кочевых! А в степи монголы чем занимались? А меркиты, найманы, часть кераитов, которые жили в горной местности? В летописи рассказывается о войнах между найманами и кераитами за горные территории. Было бы смешно предполагать, что борьба велась за охотничьи угодья! В горах было железо! И это единственная причина противостояния этих племен! Именно наличие железа и знание его является важнейшим превосходством! Средневековые монголы Чингис-хана не только знали железо и умели работать с ним. У них была целая легенда о железе, целые племена занимались выработкой железных руд. Например, название племени олконут (алканут)(ал - металл, кæнут - производит; производит металл, осет.) лучше всего объясняет мою позицию. Кажутся смешными попытки некоторых историков объяснять, что монголы после завоевания Китая, захватив китайских кузнецов, постигли основы плавки и изготовления оружия. Так и хочется спросить, а Китай они деревянными мечами завоевали?
Бесспорно, главным занятием светлых монголов Чингис-хана, было кочевое скотоводство. Кроме скотоводства они занимались охотой, часто облавной, пчеловодством, рыболовством. Но что самое удивительное средневековые монголы Чингис-хана(светлые) имели развитое производящее земледелие, на которое указывают земледельческие культы и исторические источники! Путевые заметки Жан де Хоя рассказывали о жителях Карокорума, орошающих свои поля и имеющих огороды. Путешественник Иосафат Барбаро писал : « около февральского новолуния устраивается кличь по всей орде, чтобы каждый желающий сеять приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев». Пар.35.И на этот сев светлые монголы выезжали всей Ордой, а хан объезжал посевы, которые располагались между собой на два дня пути! У светлых монголов были наложницы, которые в летописи стоят как хумэ(хуме - поле, пашня,осет.). И перевод этого слова объясняет их род занятий. Исторические документы говорят о том, что по течению реки Керулен встречалось много полей с пшеницей и коноплей. Изделия из конопли были очень качественными и красивыми. Конопля была известна и скифам. Они также шили из нее одежду и использовали при паровой бане.
Но если вернуться в наши дни и посмотреть на состояние земледелия в современной Монгольской народной республике, то мы увидим, что потомки темных монголов и в этом кардинально отличаются от светлых. Например, строго запрещается копать землю сохой, лопатой, ножом свыше одной горсти, т.е. ранить землю без специального обряда подношения даров «сержем». По-мнению современных монголов, это влечет несчастья. Вопрос о необходимости земледелия встал в Монголии вообще только в 50 х годах 20 века. Поэтому, для повышения земледелия, правительство Монголии начало реализацию программ, таких как «Зеленая революция», чтобы привить современным монголам первичные навыки сельского хозяйства, не только животноводства - как основной отрасли. Если бы современные монголы действительно были потомками средневековых монголов Чингис-хана, то навыки земледелия за 8 веков только бы усиливались и развивались. Но мы имеем обратную ситуацию, поэтому, говоря о монголах Чингис-хана мы ведем речь о совсем другом этносе, который, возможно, и наложил этот запрет!
То, что общество светлых монголов строилось по законам военной демократии, вовсе не означает, что структура подобного типа была не способна создать полноценно функционирующее государство. Для того, чтобы это стало возможным, в исторической памяти этого этноса должны были храниться примеры из прошлого. И они были!
Скифское царство на юге современной России, Вандало-аланское королевство в Северной Африке, Боспорское царство в Крыму, Южное Аланское королевство на юге современной Франции, Северное Аланское королевство, государства в Передней и Центральной Азии, Аланское царство на Кавказе.
Видимо эта способность к власти, свойственная скифам, сарматам и аланам, отмеченная в свое время Иосократом - была генетическим свойством, которым в полной мере обладали и их потомки - светлые монголы ( европеоиды). Приведенный перечень государств является ярчайшим примером организаторских способностей аланского этноса, в орбиту которого был вовлечен весь мир. И в этом ряду вершиной его величия стало образование огромной Монгольской империи Чингис-хана!
Статья составлена по книге З.Э.Джиоевой «Чингис-хан. Аланский след».Ссылка на автора обязательна!
Previous post Next post
Up