"А потом мы пошли смотреть Запретный город, и вместе с нами его пошел смотреть миллиард китайцев..."
Вместо эпиграфа
Спустившись с холма парка Jingshan мы решили, что наступил психологический момент расставаться с нашими попутчиками до конца для, поскольку у них дети, а у нас - фотоаппараты, и то, и другое требует особого внимания и времени. Надо сказать, что даже с детьми они освоили в этот день просто нечеловеческую программу по осмотру достопримечательностей, а нам торопиться не хотелось, хотелось поснимать. Однако в любой фотосъемке в Китае есть один маленький нюанс. Этот маленький нюанс - китайцы. Их не просто много в Китае, как может показаться на первый взгляд, их очень много, их миллионы в любой точке Китая, особенно вокруг основных достопримечательностей. Поэтому чтобы снять изумительную одинокую иву, склонившуюся к озеру, или белоснежных лебедей на пруду, или чудесную пагоду в лучах заходящего солнца, вам придется подождать около получаса, наведя фокус и готовясь к финальному прыжку, пока все китайцы наконец-то уйдут из кадра! Это делает съемку в Китае весьма затратным с точки зрения времени мероприятием, хотя тренирует терпение не хуже разматывания узлов рыболовной лески.
Вернемся к нашему дворцу. Википедия пишет, что "Запретный город (Императорский дворец, Гугун, кит. 紫禁城, пиньинь Zǐjìnchéng) - самый обширный дворцовый комплекс в мире, находится в центре
Пекина, восточнее
озёрного квартала. Отсюда Поднебесной правили 24 императора династий
Мин и
Цин. Первым из китайских объектов занесен
ЮНЕСКО в список
всемирного наследия человечества... (
читать далее коротко в русской Википедии или более развернуто в
английской).
Ключевые слова в этой краткой выдержке для простых туристов - "самый обширный", что на значит "не понятно как его осматривать". Путеводитель рекомендовал несколько вариантов маршрутов: на 2 часа, на полдня, на весь день, но траектории этих маршрутов были настолько замысловатыми, что мы решили не мудрить, а просто пройти дворец насквозь до площади Тяньаньмень, осмотрев наиболее интересные места места по пути. Забегая вперед скажу, что дворец китайских императоров не впечатляет чем-то особым, даже скорее поражает своей аскетичностью, поэтому целый день, на мой взгляд, для него много, уж очень однообразны его закоулки, чтобы исследовать их все.
Холл Высшей Гармонии - центр Запретного города
Часы работы: ежедневно 8:30 - 17:00 (с 16 апреля по 15 октября), 8:30 - 16:30 (16 октября - 15 апреля).
Стоимость: 60 RMB (01.04 - 31.10), 40 RMB (01.11 - 31.03). Отдельно оплачиваются входы в некоторые экспозиции - 10 RMB.
Аудиогид: 40 RMB + 100 RMB залог. Обратите внимание, что сдавать аудиогид надо там, где вы его брали, а это означает долгий путь назад в конце вашего маршрута.
Транспорт: автобусы 1, 2, 10, 20, 52, 120, 126, 203, 205, 728, 802 или 1 линия метро до площади Тяньаньмень (западная или восточная станции) - для входа через южные ворота или автобусы 202, 211, 810, 814, 814, 846, 101, 103, 109, 124 до Palace Museum - для входа через северные ворота.
Расставшись с наими попутчиками у кассы, мы полюбовались на пустынный ров (а в Императорском дворце в Токио там плавают лебеди!), мы вошли в Запретный город через Врата Божественной Силы (Gate of Divine Might, я прямо обожаю высокий слог китайских названий!).
Поскольку Запретный город расположен строго по оси север-юг (задумывался строго, но получилось чуть с отклонением в 2 градуса на запад), то и проходить его лучше по прямой, заглядывая в наиболее интересные ответвления. Пройдя через ворота Божественной Силы мы попали в Императорский сад, который служил местом отдыха и развлечений императорской семьи, а сейчас представляет из себя нагромождение скалоподобных выступов, пагодок и прудиков с водой (и карпами, куда ж без них), короче все очень феншуйно, но все очень неисторично, как будто из пластика. Толпы снующих туда-сюда китайцев (группами по 50 человек) добавляют сумбура в созерцание этого образца китайского паркового искусства, поэтому тяжело впечатлиться в полной мере. Если бы попасть туда вечером, да посидеть спокойно в тишине, покормить карпов булкой и подумать о вечности, тогда возможно этот небольшой парк открылся бы совсем другой стороны, но видно не судьба.
Вообще многие так называемые "памятники архитектуры" в Китае оставляют у меня ощущение прикосновение не в тысячелетней истории, а к пластику, настолько все зареставрированно до полностью современного состояния. В парке мы задерживаться не стали, сделали несколько фотографий и заглянули в Холл Имперского Спокойствия (Hall of Emperial Peace) и пошли дальше. Ниже несколько фотографий этого уголка Запретного города.
Двигаясь далее на юг, мы проходим через небольшие Ворота Вечного Здоровья (Gate of Everlasting Health, они были справа), а был вариант пройти слева через Ворота Мира на Земле (Gate of Earth Peace), но здоровье оказалось дороже :) Побродив по некоторым ответвлениям, мы поняли, что смотреть там, собственно, нечего и решили выходить снова на центральную часть к Холлу Небесной Чистоты (Hall of Heavenly Purity). Сам Холл Небесной Чистоты как все основные здания дворца имеет сдвоенную крышу и стоит на полностью мраморном основании. Во время династии Мин он был резиденцией императора, а с начала династии Цин - местом аудиенций, потом помещением для приемов и банкетов.
Поскольку основные толпы китайцев наступали с юга, со стороны площади Тяньаньмень (нам еще предстояло это прочувствовать далее, при взятии Холла Высшей Гармонии), то на этой небольшой площади почти никого не было (сотни две, не больше), можно было сесть на лавочку и созерцать приобщаясь. Хорошенько греющее в спину солнце делилось с телом приятным теплом, не хватало только термоса с зеленым чаем для полного счастья. Безусловно, несмотря на внешнюю простоту строений, нельзя отрицать эффект пространства, которое они создают, находиться там очень приятно, древние китайцы знали как создать уют даже на больших площадях (свод общих правил Фен Шуй в плане подхода к дизайну помещений и пространств все-таки работает).
За нашей спиной были ворота с идентичным холлу названием Врата Небесной Чистоты (Gate of Heavenly Purity), но мы решили не торопиться и сделать второй заход в закоулки дворца в поисках каких-нибудь интересных кадров, и от что получилось:
Погуляв еще полчаса по закоулкам и поснимав вволю, мы решили выходить к центру, поскольку время шло неумолимо, а в планах на этот день были еще парки. Вынырнули мы прямо к величественному Холлу Сохраненной Гармонии (Hall of Preserved Harmony), где уже ощущался центр, а именно толпа народа становилась уже совершенно непроходимой, вот один из снимков, когда в кадре можно сказать совсем никого нет.
Холл Сохраненной Гармонии вместе с Холлом Центральной Гармонии и Холлом Высшей Гармонии составляют основную часть ансамбля Императорского дворца, самый центр композиции. Холл Сохраненной Гармонии является уменьшенной копией Холла Высшей Гармонии (основного здания дворца) и использовался для подготовки к церемониям, проведения заседаний и регулярной аттестации китайских чиновников. Однако в этом здании был и полноценный тронный зал (
посмотреть фотку), правда чуть меньше, чем в основном здании.
Холл Сохраненной Гармонии
Боковые проходы дворца
Ворота Сохраненной Гармонии
Внутренний двор
Прибавив шагу мы быстро прошли через центральную часть дворца и Холл Центральной Гармонии (Hall of Central Harmony) и едва протолкавшись через реку китайцев, текущую со стороны Тяньаньмень, вышли на основную площадь перед главным зданием всего комплекса - Холлом Высшей Гармонии (Hall of Supreme Harmony). Выглядело это вот так:
Сам Холл Высшей Гармонии конечно впечатляет своей лаконичностью, ничего лишнего, все идеально по линиям. Это здание - самое большое в комплексе Императорского дворца, и безусловно, самое узнаваемое. По-моему ни один исторический китайский фильм (или фильм о древнем Китае) не обходится без хотя бы одного кадра с этим зданием. Именно в нем проводились наиболее пышные церемонии при дворах императоров династий Мин и Цин, такие как восхождение на трон и свадьбы. Вместе с Холлами Сохраненной Гармонии и Центральной Гармонии они формируют "внешний двор" Запретного города, а перед ним находится Площадь Гармонии. Построен он был в 1406 году, но семь раз с того времени был уничтожен в результате пожаров, последний раз перестраивался в 1697 году, и на сегодняшний день он является самым большим деревянным зданием в Китае. К сожалению нам не удалось заглянуть внутрь и увидеть тронный зал (все помещения закрыты), поэтому любовались издалека. Идеальный кадр с пустой площадью и возвышающимся над ней зданием по понятным причинам сделать не удалось :)
Вообще надо сказать, что к этому моменту нам уже стало немного скучновато. При всей мой любви к историческим достопримечательностям, очень тяжело представить, что можно смотреть в Императорском дворце весь день, так как внутрь практически никуда не пускают (кроме нескольких не сильно интересных экспозиций), а снаружи пейзажи практически одинаковы, и Запретный город не производит какого-то сильного впечатления. Все сильно отреставрированно, желтые черепичные крыши не кажутся древними, а множество народа вокруг не дает нормально погрузиться в контекст и поизучать здания детально. Поэтому, погуляв по главной площади комплекса и сделав тысячу и один практически одинаковый снимок главного холла, мы двинулись в сторону площади Тяньаньмень уже более бодрым шагом, тем более время подходило к обеду ;)
Пройдя через Врата Высшей Гармонии (Gate of Surpeme Harmony), которые ограничивают с юга Площадь Гармонии, мы вышли к Меридианным Вратам (Meridian Gate), через которые туристы обычно попадают на территорию дворца, следуя стандартным маршрутом Тяньаньмень - Запретный город - парк Бейхай. Поснимав императорских сторожевых львов, которые стоят перед Вратами Высшей Гармонии и по преданию охранят Императорский дворец, мы перешли по резным мостикам через "Золотую реку" и, обернувшись, не смогли не сделать традиционный кадр.
Врата Высшей Гармонии
Меридианные Врата - самые большие ворота, ведущие в Запретный город, служат сегодня главным входом в Императорский дворец со стороны площади Тяньаньмень, и наверное являются самым внушительным крепостным сооружением дворца. Народное название этих ворот - Пять Башен Феникса - связано с пятью массивными башнями, охраняющими вход Запретный город. Высота этих ворот с учетом башен почти 38 метров и они являются самым высоким зданием всего комплекса. Построены ворота были в 1420 году, последний раз перестраивались в 1647 в самом начале правления династии Цин. Ворота имеют 5 проходов, причем через центральный проход (Imperial passage) был зарезервирован для императора, западный проход - для принцев, а восточный - для официальных лиц и высших военных чинов. По обе стороны от центральный башни расположены колокола и барабаны, которые использовались во время специальных церемоний и жертвоприношений, в которых принимал участие император. Кроме того, с этих ворот оглашались все указы императора, происходило обнародование официального календаря, тут же проводились смотры войск и казни.
Протолкавшись навстречу толпе через узкие проходы ворот, мы выскочили на площадь перед ними, где уже было посвободнее и можно было слегка расслабиться, после постоянной толкучки внутри дворца.
Погуляв по внутреннем дворику и посмотрев на выставленные там экспонаты, мы вышли к площади через Ворота Тяньаньмень, они же известная всему миру трибуна с портретом Мао Дзедуна - символ современного Китая. На входе привычно толпилось примерно с полмиллиона китайцев, но за прошедшие полдня мы к ним уже привыкли. Сделав пару кадров трибуны в дополнение к уже имеющимся у нас с мая прошлого года, мы помахали ручкой Запретному городу, а Великий Кормчий Мао строго посмотрел нам вслед. Прогулки по осеннему Пекину продолжались...
Minority report|Особое мнение:
Хочу добавить небольшое резюме по итогам посещения Запретного города. Несмотря на то, что Запретный город - сердце Пекина, да и сам статус жилища китайских императоров накладывает определенный отпечаток на это место, я не скажу, что его посещение обязательно для путешественника. Есть места, которые однозначно стоят посещения из-за своей уникальной природы, из-за исторического контекста вокруг них, или просто из-за титанических и необычных усилий, предпринятых людьми для их строительства (Пирамиды Гизы, Ангкор Ват, Стоунхендж, Тадж Махал, список можно продолжать). По сути Запретный город это выстроенные в геометрическом порядке в соответствии с китайскими представлениями о гармонии жилые сооружения (весьма посредственного качества, что удивительно для такого места), которые на мой взгляд не являются ни шедеврами зодчества, ни каким-то серьезным культурным вкладом в историю человечества. Это просто императорский дворец, не как достижение китайских строителей, а просто как место, где жил император. Дворцы нашего Санкт-Петербурга в качестве дворцов на порядки интересней.
Подводя черту, если у вас достаточно времени в Пекине, то конечно Императорский дворец безусловно стоит посещения (часа 3 точно на него надо в быстром режиме, меньше - совсем бессмысленно) хотя бы потому, что этот объект включен в
перечень Всемирного наследия UNESCO (вместе с дворцом в Шеньяне), но если ваше время ограничено, то Летний дворец является куда более интересным и впечатляющим объектом из пекинских достопримечательностей, а вот его пропускать точно не стоит.
Следующая часть:
1 ноября, прогулки по Пекину и парк БейхайПредыдущая часть:
1 ноября, парк Jingshan