31 октября 2008. Дорога до Пекина.
Отпросившись с работы сразу после обеда, мы заскочили домой за уже собранными накануне вещами, после чего загрузились в машину к Холодову и наконец-то выдохнули. Подготовка к этой спонтанной поездке проходила в таком режиме, что у меня до самой посадки в самолет не проходило ощущение, что мы что-то все-таки забыли, хотя основное - авиабилеты, визы, паспорта, пластиковая карточка и наличка точно были с собой, остальное можно было уже докупить. Как говорится "Visa - All it takes" и "для всего остального есть MasterCard" :)
Прохождение погранконтроля в нашем аэропорту "по списку" оказалось делом весьма нетривиальным, уровень бюрократии в этом деле на нашей стороне зашкаливает за все возможные пределы, я уже писал подробно об этом в топике про китайскую визу по списку, поэтому еще раз останавливаться не буду. Конечно начальник смены в совершенно классическом стиле проявила свое положение и весомость, "помариновав" и заставив понервничать нас с еще одним руководителем группы под дверью, пока не прошла примерно половина времени, отведенного на регистрацию (списки надо подавать за 10 минут до начала регистрации, а мы имели неосторожность задержаться на эти 10 минут, за что и получили выговор от "высокого должностного лица"). Поскольку для меня это был первый раз в качестве руководителя группы, да и согласование списков числилось только первым пунктом в перечне необходимых действий для прохождения границы, определенные опасения не успеть зарегистрироваться на рейс присутствовали. Правда дальше все пошло как по маслу, если не учитывать бардак на регистрации, который происходил из-за того, что рейсы на Пекин и на Сеул регистрировались одновременно, но мы все равно успели прямо к посадке (зато не пришлось сидеть в зале ожидания).
Сам короткий часовой перелет до Харбина ничем не примечателен, летел Airbus 319, все гладко, взлетели, прилетели, сели. Рейс короткий, поэтому без питания, только соки-воды. При посадке пилот так приложил самолет об полосу, что я вспомнил бирманских летчиков-камикадзе из Air Bagan - тот же стиль, видимо в одной летной школе учились :) Владавиа надо лепить на борт стикеры: "Осторожно, за рулем стажер!".
Харбинский аэропорт в прошлый раз не был нами исследован, но в этот раз он раскрылся во всей красе. Первое и самое главное, по прилету (это 15 часов по китайскому времени) единственное отделение банка (China Constraction Bank) уже не работало, поэтому шансов обменять наличку уже не было, других обменников нет. Проверка двух банкоматов разными карточками наших банков принесла неожиданный результат - ни Visa, ни MasterCard, ни альфабанковские, ни сбербанковские не работали. Точнее банкомат важно гудел после просьбы выдать денег, но потом отдавал карточку с комментарием "выдача наличных невозможна" (хорошо еще, что при этом не блокировали деньги!). Линия стоек Cash Advance тоже не решила проблему, потому как девочки там по-английски не говорили (это Харбин же все-таки) и объяснить ничего толком не могли, только посылали с нашими картами к банкоматам. Создалось впечатление, что через них можно получить наличные лишь с карточек китайских банков.
В общем подтвердился в общем-то давно известный факт: при въезде в Китай лучше иметь с собой какую-то сумму в юанях (лучше всего - эквивалент 100 долларов, хватит в первый день на все), из прочей валюты лучше иметь именно доллары. Конечно в обменных пунктах поменяют и евро, и иены, и фунты, но обменный пункт еще предстоит найти. Банкоматы в Китае тоже могут быть ненадежными (мы в очередной раз убедились).
Все кафе в аэропорту готовы были принимать доллары по чудовищному курсу и юани, в вот рубли и евро по понятным причинам напрочь игнорировались. Причем с евро вообще интересно, похоже никто из тех, кому показывалась 100-евровая бумажка вообще её никогда не видели, потому что продавщицы сбегались кучами просто посмотреть. Кстати, о кафе - ценник во всех совершенно нереальный по китайским меркам, за стоимость одного блюда обычно можно почти поужинать вдвоем (от 60 ю за одно блюдо, чистый рис по 15 ю и так далее). Короче не рекомендую, если вы считаете свои деньги. Как вариант можно купить за 7 юаней (тоже грабеж, против 2-3 ю в супермаркете) большую упаковку лапши и бесплатно заварить её кипятком из диспенсера (стоит по левой стороне от входа в зал вылетов аэропорта). Конечно не супер деликатес, но перекусить между полетами вполне можно, что мы и сделали, использовав 14 юаней, оставшихся от предыдущей поездки.
Дальше получился совершенно досадный пролет с регистрацией на рейс Харбин - Пекин (летели China Southern Airlines), поскольку нас было 6 взрослых и 3 детей, то паспортов было 6 (дети в паспортах родителей), с распечаткой электронного билета на всех девочка не регистрации не сверилась, мы засуетились (как всегда бывает когда народу много) и не проверили посадочные отходя от стойки регистрации. Вот не совру, сказав, что такое со мной впервые. Всегда отходя от стойки регистрации я проверяю на посадочных: фамилии, имена, время вылета, смотрю из какого гейта посадка и проверяю багажные талоны (конечный пункт на них и количество). Тут глянув, что багажные все есть, посадочныe вроде тоже, я успокоился.
Пока мы все пытались перекусить в кафе (про возникшие проблемы с оплатой я углубляться не буду), меня вдруг почему-то стукнула мысль про количество посадочных, мне все казалось, что их было не 9 штук, а меньше. Проверяю - ТОЧНО! Нет посадочных на детей, всего их 6, а не 9, только на взрослых. Регистрация уже закончилась, началась посадка, значит рейс "закрыт", дополнительные посадочные уже не выпишут... тут у меня похолодела спина, и я, взяв посадочные и распечатку электронного билета, побежал на стойку China Southern хоть как-то решать возникший вопрос.
Естественно от такого поворота событий на стойке регистрации все выпали в осадок, только старший по смене сохранил ясность мысли и предложил перенести 3 человек на следующий рейс с отправлением через час, что меня конечно устроило, но тут встал вопрос о "волке, козе и капусте" :) Подтверждения на гостиницу были оформлены на каждую семью отдельно, это добавляло маневра, мы с Юлей могли лететь следующим рейсом... Саша Холодов единственный, кроме нас, кто может срастить все по прилету в Пекине (такси до гостиницы, плюс он со знанием языка)... кроме того их Оля вписана в паспорт мамы, поэтому они не разделимы... кто из детей Бояровых вписан в паспорт папы, а кто к маме... багажные талоны выписаны на билет старшего Боярова... короче тот еще пазл, который удачно решился чисто интуитивно - я оставил Катю Боярову ждать следующий рейс с нами, остальные полетели, причем удачным моментом было то, что я угадал с детьми, оба ребенка Бояровых были вписаны именно в паспорт папы, а не мамы :) Уфф...
Сумашедший процесс спонтанной подготовки этой поездки и не менее сумасшедшее её начало не добавляло мне оптимизма. Я люблю, когда все просчитано, оформлено, решаемо, а тут постоянный экспромт, от билетов и гостиниц, но отсутствия денег в аэропорту, заморочки с посадочными. Главное, чтобы в "завершенье праздника" не упал самолет, подумал я и решил уже расслабится, пусть все течет само.
Наше ожидание было недолгим, всего час и мы на борту свеженького Airbus 319 "Южнокитайских авиалиний", летим в сторону Пекина. Перелет там примерно 2 часа, так что тоже не успеваешь сильно устать, китайцы хорошо покормили (для полетов более 2 часов по правилам IATA положено горячее питание), я успел немного почитать путеводитель, и мы уже прилетели.
В аэропорту Пекина с обменом денег уже никаких проблем не было, я решил не рисковать с банкоматами, а поменял деньги в обменнике. Люди пишут, что некоторые (какие именно?) банки ставят высокий процент за снятие наличных с зарубежных карт через свои банкоматы в аэропорту Пекина, поэтому лучше было потерпеть до города. Курс был 847,5 юаней за 100 евро, кроме того, все аэропортовские обменники берут комиссию в 6% (!!!) от операции, поэтому лучше много не менять. Курс, кстати, у всех банков одинаковый, с этим в Китае хорошо.
Далее официальное такси по счетчику до отеля (все такси в Пекине оборудованы счетчиками, по окончанию поездки распечатывается чек: тариф, километраж, сумма - все понятно), всего 77 юаней + 10 юаней за участок на въезде в аэропорт. Надо сказать, наши попутчики выйдя из аэропорта вместо того, чтобы взять два такси, позволили себя зазывалам уговорить на микроавтобус с заламинированным "фиксированным прайсом", и в итоге доехали за 400 юаней, т.е. более чем в 2 раза дороже, чем им обошлось бы 2 такси. Не делайте так :) Вообще, как только на сцене появляется "заламинированный прайс", можно сразу уходить в другое место, тут уже будет очень дорого, потому что цены в Азии как правило не подразумевают такой стабильности, чтобы быть зафиксированными на бумаге и заламинированными.
Отель
Red Wall особо не удивил, все вполне нормально на 3* отеля в Пекине, под катом есть фотографии номера, ценник 72 доллара в сутки за standart double. Вообще дороговато, но это - самый центр. Общие фотографии на сайте Agoda.com соответствуют действительности, разве что отель на самом деле меньше, чем кажется по фотографиям на сайте. Как я уже писал, основное достоинство этого отеля - близость к "Запретному городу" и паркам Jingshan и Beihai, в остальном расположение не очень, особенно с учетом цены. Поэтому сильно рекомендовать не буду, только если пару ночей и основная ваша цель - самый центр Пекина. Персонал отеля говорит по-английски, очень хороший и разнообразный завтрак (буфет за 41 юань), бизнес-центр, который поможет с экскурсиями и такси и т.п. Рядом отделение ICBC (Industrial and Commercial Bank of China) с круглосуточным банкоматом и куча достаточно дешевых местных ресторанчиков вокруг.
В номере есть все, что нужно - кондей, поттер, чай, чашки, телевизор с video-on-demand (есть и весьма свежие фильмы по 70 юаней), кроме того есть проводной интернет, по-моему бесплатный, но по впечатлениям наших попутчиков очень тормозной - на скайп его не хватает. В ванной все стандартные для такого отеля принадлежности, меняют каждый день вместе с полотенцами. Короче отель вполне соотвествует своему уровню и цене.
Следующая часть:
1 ноября, парк Jingshan Предыдущая часть:
Пекин в ноябре 2008: общая идея и подготовка