После
весьма скучной деревни Бори мы решили продолжить день поездкой к двум дальним точкам нашего предполагаемого маршрута по Провансу - в город
Оранж и к римскому акведуку Пон-дю-Гар, благо они были в одном направлении. Поскольку время было безвозвратно потеряно на осмотр Бори, от идеи ехать по красивым проселочным дорогам пришлось отказаться, и выскочив на платный хайвей, мы за час долетели до Оранжа.
Город Оранж (около 30 тыс. жителей) был основан ветеранами Второго легиона "Августа" (
Legio II Augusta) в 35 году до Нашей эры и назывался Colonia Julia Firma Secundanorum Arausio, позже сократившись в названии до Arausio или Араузион. Став столицей Северного Прованса, очень развитый по меркам того времени город привлекал колонистов из центральной части Римской Империи, а также стал пристанищем для солдат Северных армий, покидавших военную службу. Являвшийся административным центром провинции и находящийся на торговом пути от Средиземноморья в Лион, город развивался и отстраивался, возводились обычные для римских городов коммуникации (
мощеные дороги, водопровод, канализация), а также общественные здания - форум, театр, колизей, бани, триумфальная арка и тому подобные строения. К закату Римской Империи город постепенно начал приходить в упадок, был в итоге взят штурмом и разрушен вестготами в 412 году. Потом был долгий и сложный период в истории Оранжа, в течение которого город относился к различным княжествам, пока наконец в 1713 году окончательно не отошел к Франции по итогам
Войны за испанское наследство.
Приезжая сегодня в Оранж, можно отметить, что всё величие этого города явно осталось в прошлом. Ранее центр процветающей римской провинции, город с населением в 110 000 человек (огромное население для колониального города начала Нашей эры), стал сейчас небольшим и малопримечательным европейским городком. Однако этот маленький городок и сейчас хранит жемчужину своих счастливых дней - один из трёх крупнейших римских театров, сохранившихся до нашего времени, и однозначно крупнейший римский театр в Европе. Приведу парочку не моих фотографий, которые хорошо передают масштаб:
первая и
вторая.
Мы приехали в Оранж в послеобеденное время, и как обычно бывает на жарком юге Франции, это время всеми воспринимается как законная сиеста. Несмотря на то, что рестораны вроде бы открыты (в отличие от южной Испании, где вообще всё "закрыто на лопату" в это время), достаточно тяжело было найти место, чтобы пообедать. Тем не менее, пообедав в небольшом ресторанчике, к общему неудовольствию отдыхающих официанток, мы прогулялись немного по Оранжу и плавно подошли к "основному блюду" - античному театру.
Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/100 f/5.6 ISO100 10 mm
Театр Оранжа был построен в начале I века Нашей эры и с тех пор пережил очень много драматических событий, причем не только на своей сцене, но и в своей двухтысячелетней жизни. Вмещая до 10 000 зрителей, он с момента постройки был центром культурной жизни горожан, которые проводили там свободное время и днем, и вечером. Театр был построен по классическому римскому образцу: зрительный зал, поднимающийся широким амфитеатром (сидения-ступени вырублены прямо в склоне горы), полукруглая оркестровая зона, приподнятая над ней деревянная сцена и огромная стена позади неё. "Лучшая стена в моём королевстве", - сказал король Людовик XIV об этой стена высотой 37 метров и шириной 103 метра, впечатляющей и по сегодняшним меркам. В римскую эпоху она была отделана мрамором, барельефами, украшена статуями в нишах. Такая богатая отделка с одной стороны должна была показать народам на периферии Империи уровень развития Рима, а с другой она служила чисто утилитарной цени - препятствовать возникновению эха, мешающему актерам. Сверху над театром был натянут тент из тонкой ткани, защищающий зрителей от солнца.
На сцене театра ставились различные спектакли: дневные - самые простые, в большинстве своем юмористические, для развлечения широкой публики, и вечерние - более сложные, использующие различные сценические механизмы и базирующиеся на материалах современных комедий и трагедий того времени. Римские театры, являвшиеся практически обязательным общественным строением в развитых городах, служили не только для того, чтобы нести и укреплять римскую культуру и язык в колонии, но и были неотъемлемой частью римской политики "хлеба и зрелищ", поскольку отлично занимали свободное время местного населения, отвлекая его от излишней ненужной активности и от мрачных мыслей о жизни под управлением Рима. Однако в 391 году Нашей эры театр был официально закрыт по решению властей, поскольку представители новой официальной религии Империи - христианства, посчитали, что представления на театральной сцене являются пережитком дикого прошлого и развращают зрителей, возбуждая в них далеко нехристианские страсти.
Позже, после падения Римской империи, город был захвачен и разорен варварами, и театр со своими удобными для обороны стенами стал на долгое время опорным наблюдательным постом для армий разных стран почти на тысячу лет. В 16 веке на территории театра жили люди, застроив его территорию разнообразными хижинами, и театр прослужил жилищем для бедняков и беженцев на протяжении еще двухсот лет. Работы по восстановлению театра начались только в 1825 году благодаря усилиям писателя Проспера Мериме, который занимал в то время пост инспектора исторических памятников Франции. Благодаря его усилиям театр очистили от застройки и привели в порядок, а позже, уже ближе к концу 19 века была проведена работа по реставрации ступеней зрительного зала.
Сегодня театр Оранжа не просто исторический памятник периода Римской империи, но и концертная площадка мирового уровня, используемая для оперных постановок и выступлений известных певцов, оркестров и ансамблей из разных стран. Эти выступления обладают удивительной магией, возникающей от сочетания величия античных стен, великолепной музыки и акустики. В 1981 году театр Оранжа был включен ЮНЕСКО в перечень мирового культурного наследия. Театр снова стал театром и статуя императора Августа снова повелительным жестом руки приветствует зрителей и благословляет артистов на удачное представление.
Пока мы гуляли по театру и слушали весьма интересный аудио-гид (рекомендую!), на сцене разминался оркестр Французского Иностранного легиона, играя различные фрагменты из классических произведений. В Оранже с 1967 года расквартирован Первый бронекавалерийский полк Иностранного легиона (
1st Foreign Cavalry Regiment), поэтому наличие у него оркестра не было для нас сюрпризом, в отличие от того факта, что концерт был назначен как раз на вечер этого дня! Вопрос о том, должны мы посетить его или нет даже не поднимался. Оркестр Французского Иностранного легиона играет классическую музыку в античном римском театре теплым сентябрьским вечером под открытым небом Прованса? Конечно да!
Сверившись с часами, мы решили всё-таки съездить и посетить еще один пункт нашего маршрута - акведук Пон-дю-Гар, и вернуться к восьми часам, чтобы успеть на концерт. Быстретько пробежав через сувенирный магазин, мы поспешили на парковку, а потом прямиком на выезд из города. С учетом того, что до акведука было около 40 километров в одну сторону, нам надо было поспешить...
Ранее:
Франция, Прованс. Горд и вид на долину ЛюберонаДалее:
Франция, Прованс: акведук Пон-дю-Гар, одна фотография