Только что пришли. То есть приехали. То есть приехали оттуда, докуда дошли, и с поезда на работу, еще ничего, кроме Дороги, не кажется реальным. А дошли мы - отчитываюсь - с Чаусов до Несвижа, то есть практически всю Беларусь от края до края, остался еще где-то недельный кусок через Пущу до польской границы (скорей бы! Вот бы в этом году еще! Дорога затягивает... сходить с нее очень трудно, пока что кажется совершенно нереальным, когда ракушка снята с рюкзака и трекинговые палки примотаны к его боку). Сейчас отчитаюсь бегущей строкой перед всеми, чьи интенции мы с собой несли, а рассказывать об удивительном будем потом, по ходу выкладки фотографий.
Первое. Ребята, мы дошли обещанный кусок Дороги святого Иакова своими ногами, и это было реальное чудо. Потому что так тяжело никогда еще, кажется, не было, и дело вовсе не в весе (ну, изрядный вес, тут не Испания, пришлось нести и палатку, и кухню-горелку, и так далее, но ничего экстремального), не в расстояниях (30-35 км у нас выходило в день, опять же не впервой). Это было что-то мистическое. У меня в первый же! в первый день травмировался бедренный сустав, да так, что ни шагу ступить без слез, мы всерьез думали о том, как выбираться, как добраться хотя бы до ближайшей деревни с остановкой автобуса и эвакуироваться в какой-нибудь город в травмпункт. И только ваши интенции - тот факт, что вы их нам доверили и мы не имеем права позорно сойти с пути - послужили поводом к чуду. Мы ОЧЕНЬ громко воззвали, и нас услышали, на следующий же день я уже мог ходить, хотя и хромая, еще через день - почти нормально, а теперь просто все хорошо. Следующим повредил ногу Петр, и тоже довольно серьезно, половину пути он шел на обезболе. Но МЫ ДОШЛИ. В очередной раз сим подтверждаю, что молитва материальна, что молитва ногами материальна вдвойне, что Дорога - явление мистическое, и что нас слышат. (Что не отменяет необходимости посетить по прибытии травмпункт и узнать, что с ногой, то есть с двумями… ногами. По одной на каждого).
Второе. В пути было много малых чудес. Еще раз скажу, что наша Московская Дорога Иакова ничем не отличается от французско-испанской нахоженной, в этом году было особенно ясно, насколько это один и тот же великий Путь. В том числе - по силе и реальности отдачи, отзыва, ответа. Но как мы отметили день св. Иакова! О, как мы отметили день св. Иакова! Самым долгим и трудным для нас переходом из имевшихся и неожиданно роскошным кровом на ночь, где мы, не в силах до ванной дойти, валялись задрав ноги и вкушали коктейли... а наутро захромали на воскресную мессу)
А еще Беларусь очень - правда очень! - похожа на Кастилию. Ну разве что природа менее южная и менее… бесплодная, но и здесь уже очень заметно, что движемся мы на юго-запад, и изрядно продвинулись - где-то на середине нынешнего этапа, в Осиповичах, мы отмечали первую пройденную тысячу километров. Деревья южные - огромные клены, другие дубы, другие сосны, арбузы у селян на огородах, которые успевают вызреть как следует.
Люди. Очень хорошие. Ни одного плохого человека нам за всю Дорогу не встретилось! А еще нас впервые принимали у себя в доме местные жители, люди из католического прихода в Вынищах, просто так позвали к себе ночевать паломников - у меня много такого опыта во Франции, Испании (особенно во Франции), а тут вот… впервые, и даже в этом Дорога не отличается от ее более западных частей.
Третье. Наконец-то наши креансьяли украсились печатями католических приходов! Священники кто удивлялся (в Бобруйске), кто почему-то нет, как будто через них в Сантьяго каждую неделю ходят (в Осиповичах), но все были неизменно добры к нам и щедры на паломнические благословения. На силе этих благословений, возможно, мы таки и смогли доковылять и донести свои и ваши интенции - вот до этого самого алтаря несвижского храма Тела и Крови Христовых, да, до алтаря Божьего Милосердия, где у ног Милосердного их и оставили в специальной корзиночке с интенциями. Решили, что это будет куда лучше, чем по нашей самоустановившейся традиции сжигать их после прочтения в храме в точке завершения этапа.