Я знаю, знаю, что сегодня уже 22-е. Св. Цецилия... А не торжество Христа-Царя, совпавшее в этом году с днем рождения брата Эли-Паскаля ОП, третьим после смерти. Но бывает так, что мы что-то не можем успеть, даже то, чего очень-очень хотим. Вот и я не успел, хотя очень-очень хотел, перевести эту его проповедь на день рожденья - и перевел только сейчас. И проверить досконально тоже не успеваю, но уже дальше тянуть очень не хочется.
Вот, искал по такому случаю по сусекам именно его фото как проповедника. И нашел! Это из Лурда, год эдак... 2006, думаю.
Ну, и цвет подходящий.
Вот ведь надо же - сейчас он, наверно, лично видит все, о чем рассказывал в этом самом 1999...
Чисты, как Он чист
Торжество Всех Святых, 1 ноября 1999
И видел я Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого.
B первый день недели Мария Магдалина узрела Его восходящим к Отцу Своему и Отцу нашему, восставшим из гроба: вот Он, Ангел Божий, восходящий от востока - Христос Иисус, воскресший из мертвых.
На восьмой день Фома вложил пальцы в отметины от гвоздей и копья в Его руках и боку: вот она, печать Бога живого, любовь, которая сильнее смерти, метка Креста.
И воскликнул он громким голосом: «обождите, не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего».
Обождите, слышен глас Того, кто открывает нам, какою любовью возлюбил нас Отец. В начале Бог даровал грешному Адаму милосердие тысячи лет, которая пред очами Его «как день вчерашний, когда он прошел». Единый день Господень, данный человечеству для жизни и обращения: тысяча лет людских потребовалась, чтобы родился царь Давид, от которого был призван произойти Мессия, новый Адам.
В нынешние же последние дни Отец снова дарует Церкви Сына Своего милосердный дар времени и истории. Единый нынешний день Господень, дразнящий нас нулями с календарей; день сотворения заново, века и тысячелетия людские, чтобы запечатлеть знаком креста все человечество до концов земли.
Запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
Двенадцать - за двенадцать колен сынов Иаковлевых, заключивших завет с единым Богом-Отцом,
Умноженные двенадцатикратно - за двенадцать апостолов, посланных по всей земле нести спасение, даруемое Сыном Божиим,
Умноженные тысячекратно - милосердием Духа Святого, излитого на всякую плоть.
Израиль новый и истинный, явленный образом любви Божией: бесконечной, абсолютной и безусловной.
Вот, братья и сестры, что мы празднуем сегодня молитвой благодарения и хвалы: мы празднуем милосердие Отца, который един свят, чьей благодатью Церковь Сына Его каждодневно по всем концам земли порождает в Духе множество детей Божиих, причастных Его святости: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!»
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков.
Сегодня глаза наши раскрываются, чтобы увидеть народ Божий - Израиль-Церковь: вот кто они, это великое множество людей, которого никто не может исчислить и которому никто не в силах положить предел: любовь Божия беспредельна!
Великое множество, объединяющее в себе Петра, рыбака из Галилеи, и Павла, фарисея из Тарса, живших в 1-м веке; Перпетую, знатную римскую матрону, и ее рабыню Фелицитату, из 2-го века; Арсения, наставника имперских принцев, и черного раба Моисея, живших в 5-м веке; Жанну д’Арк, пастушку из Домреми, и Жанну Французскую, дочь, сестру и супругу трех королей; Хуана Масиаса, кастильского эмигранта, и Мартина де Поррес, незаконнорожденного мулата; Маргариту Буржуа, французскую предпринимательницу из Квебека, и Текаквиту, индианку из племени ирокезов; европейских миссионеров и обращенных ими азиатов из Японии или Вьетнама; католиков и англикан, чья пролитая кровь смешалась в Уганде в 19 веке; Жана-Мари Вианнея, католического кюре из Арса, и Ивана Ильича Сергиева, православного священника из Кронштадта; Мариам Баварди, палестинскую кармелитку, и Эдит Штайн, кармелитку-еврейку… Любовь Божия беспредельна. Великое множество людей объединяет Деву Марию, святую и непорочную, и грешницу Марию из Магдалы; Иоанна, любимого ученика, и разбойника, с креста отправившегося в Рай; тех, кто был посвящен Богу от чрева матери, и тех, кто выкуплен у преисподней бездны, - ибо любовь Божия абсолютна!
Они стояли пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
Крещением они воскресли во Христе во славу Отчую и теперь собраны пред Его троном.
Жизнью согласно Слову они облачились во Христа - одеяние брачного пира Бога и человека.
Любовью Божией, излившейся на них Духом, они стали победителями соблазнов мира сего.
И все Ангелы вокруг престола, и старцы, и четверо животных пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь!
Вот, братья и сестры, что мы празднуем сегодня молитвой благодарения и хвалы: не только Исход Церкви в пустыню сего мира, где она призывает всех людей к святости, но и уже исполнившуюся во Господе нашу Землю обетованную, Его безграничную любовь, которая откроется в полноте в великом множестве Его детей, святых, как и Он свят.
«Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
Разве не все мы задаемся этим самым вопросом: кто такие святые? Люди из того же теста, что и каждый из нас, или сверхъестественные создания, изначально отмеченные Богом и для Него предназначенные? Святыми рождаются или становятся? «Ты знаешь, господин».
«Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». От великой скорби - той самой, которая пронизывает всякую земную жизнь. Но что это значит - убелить одежды кровью Агнца?
Блаженны нищие духом: отвергнись ложного покоя и безопасности, который даруют материальные блага, но приди и следуй за Мной, со Мною вместе предай себя Отцу: «Отче, в твои руки предаю дух Мой».
Блаженны кроткие: откажись от насилия и со Мною вместе подставь щеку бьющему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
Блаженны плачущие: сбрось броню самодостаточности, со Мною вместе откройся страданиям других: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».
Блаженны алчущие и жаждущие правды: очисть свое сердце от всякой алчности и своекорыстия; это Я предаваем во всяком человеке, над которым глумятся, чьи права попирают, это Я кричу в каждом из них - «Жажду».
Блаженны милостивые: угаси огонь убивающего гнева; открой в себе источник прощения, дарующего жизнь - «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят».
Блаженны чистые сердцем: очисти свой взгляд от похоти и вражды, чтобы видеть, как сам ты видим: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» Блаженны миротворцы: война не бывает святой, даже если ты и объявишь ее праведной; всякий человек тебе брат - «Ныне же будешь со Мною в раю».
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие небесное: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».
Вот что значит - омыть и убелить одежды свои кровью Агнца: предать себя на смерть и воскреснуть этими же восемью последними Словами Господними, ведущими нас к счастью на лоне Отчем.
«За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их».
Вот, братья и сестры, что мы празднуем сегодня молитвой благодарения и хвалы: эту смерть и новое рождение всего существа нашего, событие длиною в жизнь, совершающееся в Слове, которое есть Свет и Жизнь; эту Пасху, которая день за днем все более претворяет нас в живых, которые Бога узрят - то есть в святых.
И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист (1 Ин, 3,4).