Еще раз про теорию и практику. На родине Жуковского в царское время самыми скоростными самолетами всё время были самолеты, полностью за рубежом сконструированные и сделанные: обычно французские, иногда английские и т.п. - сначала "Фарманы", потом "Ньюпоры", "Скады", "Сопвичи".
Немного, но обычно заметно, от них отставали русские копии тех же самых моделей, сделанные по иностранным чертежам, с помощью иностранных инженеров и с применением иностранных комплектующих. Как минимум, авиамоторов.
То, что делалось в самой царской России соотечественниками Жуковского без иностранной помощи - было гораздо хуже. Примеры см. выше. Кроме истребителей, можно сравнить тяжелые бомберы. Культовый предмет восхваления хрустобулочников,"Илья Муромец" (ИМ), сразу же начал СИЛЬНО отставать от итальянского аналога производства Капрони по скорости и высотности, примерно в полтора раза, при равной бомбовой нагрузке и близкой энерговооруженности, - а с середины ПМВ уже стал СИЛЬНО отсталым также от германцев и англичан. Что проку в русском происхождении Жуковского, и в его заслугах как теоретика, - если на практике царская авиация оказалась сомнительно-русской, и изрядно отстающей по ТТХ отечественных разработок от зарубежных?
еще раз про теорию - без идей Жуковского самолеты так и не превратились бы из опасных штук, с трудом пролетающих несколько километров - и это в лучшем случае - ежесекундно рискуя свалиться в неконтролируемый топор, в те самые скоростные и умеющие летать машины.
Если бы Жуковский не успел вовремя сформулировать и опубликовать свои теоретические выкладки, - это бы сделал в близкое время кто-нибудь другой, только и всего.
Жуковский тоже не на пустом месте начинал. Значительная часть теор. основ аэродинамики, и почти весь ее исходный математический аппарат, были прямо заимствованы из гидродинамики, - которую не Жуковский создавал, и не он один в мире знал. ;-)
У Жуковского были не только последователи, но и конкуренты, и даже предшественники. Был такой Отто Лилиенталь - он, правда, в основном интересовался парящим полетом, а не активным полетом; но именно его теоретические и практические исследования были непосредственно использованы братьями Райт при успешном создании первого в мире управляемого людьми самолета. За год, между прочим, ДО (!!!) публикации первых выкладок Жуковского о расчете подъемной силы.
Лилиенталь погиб вместе со своим очередным планером в 1896г, но если бы остался жив - имел все шансы опередить Жуковского с первой публикацией расчета подъемной силы, поскольку высказывал и практически применял близкие идеи.
Многие первые авиаконструкторы заодно разрабатывали аэродинамику, начав это в близкое к Жуковскому время, и еще не имея перед собой готовых теорий. Первая в мире аэродинамическая труба для изучения подъемной силы крыла была создана в Англии в 1871г. - за 33 года (!!!) до публикации теоретических подсчетов Жуковского и за 35 лет до создания его аэродинамической трубы (часто объявляемой у нас, по любимой традиции родины всех слоновЪ, первой в мире. Хотя в реальности она даже не вторая). Много прочих эпохальных событий в истории создания авиации тоже были сделаны до публикаций Жуковского - или позже, но независимо от него.
Так что не надо приписывать Жуковскому всю заслугу в создании мировой авиации. Так же как братьям Райт дышали в затылок прочие пионеры авиации, отставшие от них на пару-тройку лет, - так и без Жуковского, если бы он не разместил вовремя публикацию, защитившую его приоритет, нашлись бы другие теоретики, сделавшие то же самое с весьма небольшим отставанием от 1904 года.
А теперь снова сравниваем ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕАЛЬНЫЕ успехи "русской" авиации в царскую эпоху с успехами авиации в развитых странах, - и оцениваем разницу ;-)
Сформулирую короче: без идей Жуковского, эти же самые идеи носили бы чьё-то другое имя. ;-)
Развитие авиации в мире от этого не прекратилось бы, и даже вряд ли имело бы причины замедлиться - потому что в начале 20в. его более всего ограничивали технологические проблемы, а не теоретические.
Это по поводу "без идей Жуковского самолеты так и не превратились бы из опасных штук ... в те самые скоростные и умеющие летать машины." Родина всех слоновЪ, - это, конечно, святое )))))
ну да. Все законы когда-нибудь открываются. Без Архимеда бы тоже догадались, Ньютона, Эйнштейна и прочих. Когда0нибудь. Подумаешь, науку изобрел, чего там. Главное - что в царской рашке все были тупые. Даже Сикорский, который как попал в Америку, так сразу поумнел, а до того ну дуб дубом был!
Архимед опередил свое время на несколько столетий. Эйнштейн, Бор, Планк, Гейзенберг - на десятилетие или несколько десятилетий. Но без них уже было кому сделать то же самое, хоть и с таким вот опозданием. Жуковский был в совсем небольшом отрыве, единицы лет от силы, аналогичные работы уже шли в нескольких странах мира, когда он опубликовал свою. Почувствуйте разницу. Пример Лилиенталя и братьев Райт ты "не заметил"? Сильно зажмуривался? :-)
"Главное - что в царской рашке все были тупые." Арадан, ты читать по русски умеешь? А понимать прочитанное? ;-) Я нигде не говорил, будто "в царской рашке все были тупые". Это твои личные фантазии, не надо их мне приписывать. Я всегда говорил и говорю, что даже реально изобретенное в царской России редко находило воплощение там же. Поскольку большинство населения было безграмотно (не путать с тупостью), высшим образованием обладало ничтожное число, а качественным высшим и качественно усвоенным - далеко не все из тех немногих обладателей дипломов. Квалифицированных рабочих было вряд ли больше, чем хороших инженеров. Подавляющее большинство рабочих имело квалификацию не выше "подай-принеси-забей", при 1 классе ЦПШ чего еще ждать.
Сикорский вряд ли стал в Америке умнее - зато он получил в свое распоряжение РАЗВИТУЮ промышленность, которой в РИ не было и близко. То же самое с Кегресом, который много лет проколупался в царском гараже, но не добился более чем создания единичных опытных экземпляров - а во Франции за гораздо меньшее время организовал крупносерийный (!) выпуск полугусеничных автомобилей, имевших тогда широкий спрос не только во Франции, но и во многих прочих странах мира. И так во всём было.
Для особо араданов дублирую жирным шрифтом написанное гораздо ранее, но арадановому интеллекту оставшееся недоступным: не надо путать науку и изобретательство (с которыми у РИ было обычно хорошо) // технологию и промышленность, с которыми у РИ было весьма хреново.
Поскольку для изобретательства достаточно одной на чуть ли не всю страну светлой головы, с некоторым образованием (не обязательно отечественным) и опытом (не обязательно отечественным), - и объем средств, несравнимо меньше бюджета даже одного города. А нужные инструменты и запчасти за рубежом закупить, если своих нет - не вопрос. Нужно-то немного.
Для науки образца 19 века, келейной и оторванной от народа (каковой в РИ она оставалась до самого конца империи) достаточно опять же светлой головы, с уже более приличным образованием (не обязательно отечественным), некоторого небольшого количества последователей, скромных достаточно средств - и вот вам научная школа, а достаточного качества инструменты, оборудование, химикаты и т.п. за рубежом закупить - не вопрос. Опять же немного их надо.
Промышленность страны поднять на высокий технологический уровень - это уже несравнимый с предыдущими масштаб задач и расходов. Его не обеспечить одиночкам в сарае на среднюю зарплату такого одиночки. А если учесть еще и расейский масштаб разворовывания средств по пути от гос.бюджета к непосредственным исполнителям... Поэтому даже те изобретения, которые реально впервые в мире совершались в царской России (что очень малая доля из претензий на это в хрустобулочной мифологии про РКМП!), в ней же самой крайне редко доходили до массового применения тоже впервые в мире. Чаще приходилось их получать уже в исполнении иностранных развитых держав. Как поняли, приём? ;-)
На родине Жуковского в царское время самыми скоростными самолетами всё время были самолеты, полностью за рубежом сконструированные и сделанные: обычно французские, иногда английские и т.п. - сначала "Фарманы", потом "Ньюпоры", "Скады", "Сопвичи".
Немного, но обычно заметно, от них отставали русские копии тех же самых моделей, сделанные по иностранным чертежам, с помощью иностранных инженеров и с применением иностранных комплектующих. Как минимум, авиамоторов.
То, что делалось в самой царской России соотечественниками Жуковского без иностранной помощи - было гораздо хуже. Примеры см. выше.
Кроме истребителей, можно сравнить тяжелые бомберы. Культовый предмет восхваления хрустобулочников,"Илья Муромец" (ИМ), сразу же начал СИЛЬНО отставать от итальянского аналога производства Капрони по скорости и высотности, примерно в полтора раза, при равной бомбовой нагрузке и близкой энерговооруженности, - а с середины ПМВ уже стал СИЛЬНО отсталым также от германцев и англичан.
Что проку в русском происхождении Жуковского, и в его заслугах как теоретика, - если на практике царская авиация оказалась сомнительно-русской, и изрядно отстающей по ТТХ отечественных разработок от зарубежных?
Reply
Reply
Жуковский тоже не на пустом месте начинал. Значительная часть теор. основ аэродинамики, и почти весь ее исходный математический аппарат, были прямо заимствованы из гидродинамики, - которую не Жуковский создавал, и не он один в мире знал. ;-)
У Жуковского были не только последователи, но и конкуренты, и даже предшественники.
Был такой Отто Лилиенталь - он, правда, в основном интересовался парящим полетом, а не активным полетом; но именно его теоретические и практические исследования были непосредственно использованы братьями Райт при успешном создании первого в мире управляемого людьми самолета.
За год, между прочим, ДО (!!!) публикации первых выкладок Жуковского о расчете подъемной силы.
Лилиенталь погиб вместе со своим очередным планером в 1896г, но если бы остался жив - имел все шансы опередить Жуковского с первой публикацией расчета подъемной силы, поскольку высказывал и практически применял близкие идеи.
Многие первые авиаконструкторы заодно разрабатывали аэродинамику, начав это в близкое к Жуковскому время, и еще не имея перед собой готовых теорий. Первая в мире аэродинамическая труба для изучения подъемной силы крыла была создана в Англии в 1871г. - за 33 года (!!!) до публикации теоретических подсчетов Жуковского и за 35 лет до создания его аэродинамической трубы (часто объявляемой у нас, по любимой традиции родины всех слоновЪ, первой в мире. Хотя в реальности она даже не вторая).
Много прочих эпохальных событий в истории создания авиации тоже были сделаны до публикаций Жуковского - или позже, но независимо от него.
Так что не надо приписывать Жуковскому всю заслугу в создании мировой авиации. Так же как братьям Райт дышали в затылок прочие пионеры авиации, отставшие от них на пару-тройку лет, - так и без Жуковского, если бы он не разместил вовремя публикацию, защитившую его приоритет, нашлись бы другие теоретики, сделавшие то же самое с весьма небольшим отставанием от 1904 года.
А теперь снова сравниваем ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕАЛЬНЫЕ успехи "русской" авиации в царскую эпоху с успехами авиации в развитых странах, - и оцениваем разницу ;-)
Reply
Развитие авиации в мире от этого не прекратилось бы, и даже вряд ли имело бы причины замедлиться - потому что в начале 20в. его более всего ограничивали технологические проблемы, а не теоретические.
Это по поводу "без идей Жуковского самолеты так и не превратились бы из опасных штук ... в те самые скоростные и умеющие летать машины."
Родина всех слоновЪ, - это, конечно, святое )))))
Reply
Все законы когда-нибудь открываются. Без Архимеда бы тоже догадались, Ньютона, Эйнштейна и прочих. Когда0нибудь. Подумаешь, науку изобрел, чего там.
Главное - что в царской рашке все были тупые. Даже Сикорский, который как попал в Америку, так сразу поумнел, а до того ну дуб дубом был!
Reply
Эйнштейн, Бор, Планк, Гейзенберг - на десятилетие или несколько десятилетий. Но без них уже было кому сделать то же самое, хоть и с таким вот опозданием.
Жуковский был в совсем небольшом отрыве, единицы лет от силы, аналогичные работы уже шли в нескольких странах мира, когда он опубликовал свою. Почувствуйте разницу.
Пример Лилиенталя и братьев Райт ты "не заметил"? Сильно зажмуривался? :-)
"Главное - что в царской рашке все были тупые."
Арадан, ты читать по русски умеешь?
А понимать прочитанное? ;-)
Я нигде не говорил, будто "в царской рашке все были тупые". Это твои личные фантазии, не надо их мне приписывать.
Я всегда говорил и говорю, что даже реально изобретенное в царской России редко находило воплощение там же.
Поскольку большинство населения было безграмотно (не путать с тупостью), высшим образованием обладало ничтожное число, а качественным высшим и качественно усвоенным - далеко не все из тех немногих обладателей дипломов.
Квалифицированных рабочих было вряд ли больше, чем хороших инженеров. Подавляющее большинство рабочих имело квалификацию не выше "подай-принеси-забей", при 1 классе ЦПШ чего еще ждать.
Сикорский вряд ли стал в Америке умнее - зато он получил в свое распоряжение РАЗВИТУЮ промышленность, которой в РИ не было и близко.
То же самое с Кегресом, который много лет проколупался в царском гараже, но не добился более чем создания единичных опытных экземпляров - а во Франции за гораздо меньшее время организовал крупносерийный (!) выпуск полугусеничных автомобилей, имевших тогда широкий спрос не только во Франции, но и во многих прочих странах мира.
И так во всём было.
Reply
не надо путать науку и изобретательство (с которыми у РИ было обычно хорошо) // технологию и промышленность, с которыми у РИ было весьма хреново.
Поскольку для изобретательства достаточно одной на чуть ли не всю страну светлой головы, с некоторым образованием (не обязательно отечественным) и опытом (не обязательно отечественным), - и объем средств, несравнимо меньше бюджета даже одного города. А нужные инструменты и запчасти за рубежом закупить, если своих нет - не вопрос. Нужно-то немного.
Для науки образца 19 века, келейной и оторванной от народа (каковой в РИ она оставалась до самого конца империи) достаточно опять же светлой головы, с уже более приличным образованием (не обязательно отечественным), некоторого небольшого количества последователей, скромных достаточно средств - и вот вам научная школа, а достаточного качества инструменты, оборудование, химикаты и т.п. за рубежом закупить - не вопрос. Опять же немного их надо.
Промышленность страны поднять на высокий технологический уровень - это уже несравнимый с предыдущими масштаб задач и расходов. Его не обеспечить одиночкам в сарае на среднюю зарплату такого одиночки.
А если учесть еще и расейский масштаб разворовывания средств по пути от гос.бюджета к непосредственным исполнителям...
Поэтому даже те изобретения, которые реально впервые в мире совершались в царской России (что очень малая доля из претензий на это в хрустобулочной мифологии про РКМП!), в ней же самой крайне редко доходили до массового применения тоже впервые в мире.
Чаще приходилось их получать уже в исполнении иностранных развитых держав.
Как поняли, приём? ;-)
Reply
Leave a comment