о приоритетахЪ(ТМЪ) продолжение +4

Sep 02, 2024 05:43

*продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/346456.html
5.5. Напомнили мне еще один очередной бредовый приоритетЪ, связанный с ЭВК.
"для борьбы с немецкими боевыми «Цеппелинами» на самолетах даже ставилась 37-мм пушка Гочкиса ... Масштабы технического прорыва, который пытался осуществить Сикорский, станут ясны уже во время Второй мировой войны. Практическую пользу от установки пушек такого калибра на самолет удалось получить только в 1940 году, когда компания «Юнкерс» установила на свой пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» в варианте «Густав» две 37-мм пушки ВК-37, из которых можно было вести прицельный огонь."
Вообще-то сначала пушки ВК-37 ставились на тяжелый двухмоторный истребитель Bf.110 (в придачу к уже существовавшим на нем 30-мм пушкам), их разработали и испытали в 1942 г. и начали ставить на вооружение уже только в 1943 г., как раз тогда и появилась модификация Ju.87G "Густав" - но здесь не это важно. Сначала о том, что такое эта немецкая пушка.
Она была сделана на основе существовавшей автоматической (!) зенитной (!) пушки (которая в свою очередь делалась с учетом работ по созданию танковых и противотанковых пушек) с длиной ствола 57 (!) калибров. В зенитном варианте ее досягаемость по высоте составляла 6,5 км, т.е. дальнобойность могла быть в принципе еще больше, и ограничивалась возможностями прицеливания. "Темп стрельбы 160 выстр./мин. В боекомплект входили снаряды осколочные, 645 г. 820 м/с (217кДж), и бронебойные, 685 г., 770 м/с (203кДж). Осколочные применялись по воздушным целям, бронебойные - по танкам и бронированным самолетам, особенно "Ил-2". На 0,5 км бронебойный снаряд пробивал по нормали 35-мм броню, под углом 30° к нормали 25-мм броню. При стрельбе подкалиберным снарядом весом 405 г. начальная скорость увеличивалась до 1100 м/с (245кДж), а бронепробиваемость примерно в 1,5 раза. (Данные для наземной стрельбы. С учётом скорости самолёта, бронепробиваемость была еще выше на ~5 мм.). Бронебойный эффект существенно повышался за счёт использования сердечников из карбида вольфрама"
Но немцы были далеко не первыми в таких достижениях. В 1935 г. автоматическую авиационную 37-мм пушку Oldsmobile T9 презентовали для авиаконструкторов в США, и с 1936 г. начались работы по созданию истребителя, вооруженного такой пушкой. Для мощного вооружения была применена оригинальная компоновка: двигатель расположен позади кабины пилота, привод на винт шёл через карданный вал, орудие могло вести огонь через полую ось винта. Первый полет "аэрокобры" Bell P-39 состоялся в 1938 г. еще без вооружения, в 1939 прошли испытания с вооружением, в эксплуатации они с января 1941 г.
Теперь про приравненную к вышеупомянутым "русскуюЪ" пушку Гочкиса, купленную царской Россией у Франции сначала в 1883 для испытаний, прошедших в 1883-84 гг; затем поставленную на вооружение РИФ; гораздо позже освоенную в РИ для лицензионного копирования в качестве корабельного вооружения, затем списанную на сушу по её неосмысленности в морских боях - и во время ПМВ получившую применение в качестве траншейной. Собственных орудий такого класса РИ создать не могла - до самого своего конца пользовалась устаревшей французской разработкой, уж какая она есть.
Сами французы для своей пехоты в 1916 г. поставили на вооружение пушку Пюто, совместимую с орудием Гочкиса по калибру и боеприпасам. Однако, существенные усовершенствования касались удобства ее применения. Поршневой затвор был эксцентрическим, по принципу дивизионной пушки обр.1897г., что обеспечивало техническую скорострельность до 35 в/мин, реальную среднюю около 25 - многократно выше, чем у орудия Гочкиса. Полноценные противооткатные устройства обеспечивали мягкую отдачу при выстреле. Орудие комплектовалось полноценным колесным лафетом, который мог для траншейных условий преобразовываться в удобную треногу. В комплект входил дульный пламегаситель для маскировки выстрела. Также был предусмотрен зарядный ящик и т.п., - в общем, получилось полноценное пехотное батальонное орудие, которым могли эффективно пользоваться не только профессиональные артиллеристы, но и наскоро обученная пехота.
Длина ствола пушки Гочкиса была небольшой, 21-23 калибра в разных вариантах. Отсюда - невысокая кучность даже при жестко закрепленном станке (а без жесткого закрепления - еще гораздо хуже). Для ближнего боя, под который она и делалось, этого хватало, особенно с использованием картечи.
Затвор поршневой, выброс гильзы и заряжание - полностью ручные операции. Отсюда невысокая скорострельность: 5-6 выстрелов в минуту, как у легких гаубиц, гораздо меньше, чем у полковых и дивизионных орудий времен ПМВ.
Снаряд при весе 0,5 кг имел начальную скорость 440-442 м/с (до 48-49 кДж) и дальнобойность до 1,9 - 2,8 км по таблицам, хотя реально попадание на дистанциях более 1 км было очень маловероятно, а мощность снаряда, с начинкой из дымного пороха, была совсем несерьёзной.
В ранних версиях противооткатных устройств не было вообще (что при столь слабой пушке, и её установке на кораблях, не страшно), позже появились на корабельных станках примитивные пружинно-гидравлические устройства, в траншейном варианте в качестве противооткатных устройств использовались эрзац-заменители: каучуковые буфера.
Что именно применялось для смягчения отдачи в авиационном варианте, во встреченных мной описаниях обычно не называется (не удивился бы, если бы не оказалось совсем ничего), однако удалось найти такую вот фотографию:

.
Как видим, прицельных приспособлений тут нет вообще, в качестве противооткатного устройства работает пружина. Расположение орудия и оператора выдаёт, что откат орудия мог составлять не более 200-250 мм, т.е. отдача предполагалась довольно жёсткой. При этом, для обслуживания орудия требовалось 2 человека: наводчик и заряжающий.
Как говорится, почувствуйте разницу.))
Ничего удивительного, что вести из этой пушки огонь с воздушного корабля по воздушным целям, при её скверных даже на суше ТТХ, оказалось бесполезным занятием. Даже по цели размером с дирижабль - с расстояния, безопасного для самих атакующих, ведь рисковать у ихсковородиев считалось немодно, - попасть оказывалось, мягко скажем, сложно. Отдача (о причинах см. выше) становилась небезопасной для самого самолета, и дополнительно ухудшала кучность огня. В 1883 г. пушка Гочкиса могла считаться скорострельной, но для воздушного боя 5-6 выстрелов в минуту - страшный тормозизм (реально в воздухе было и того гораздо меньше, т.к. условия перезаряжания были не самые удобные), а при начальной скорости снаряда менее 0,5 км/с цель имела хорошие шансы уйти с его пути. А вишенкой на тортике (или веночком на могилку) можно считать отсутствие на орудии прицела.
Точнее, чем "куда-то примерно в сторону противника" вести огонь не получалось.
В итоге, опыты с установкой пушек на ИМ затронули только два аппарата: № 128 и № 135, их испытания закончились выводом о неосмысленности их боевого применения в таком варианте, и в фронтовой реальности такого НЕ БЫЛО. При отправке на фронт этих аппаратов с них было снято пушечное вооружение и всё, связанное с ним.
Вот и весь очередной РусскийЪ ПриоритетЪ(ТМЪ). ))
А теперь приоритеты здорового человека. Первое боевое применение с воздуха того же самого орудия Гочкиса было у французов в 1915 г. на легком (!) многоцелевом самолете "Вуазен" (Voisin LAS), который применялся в т.ч. как разведчик и бомбардировщик. Толкающий винт позволял ему расположить в передней части стрелка с пулеметом (или орудием) на турели. Первый воздушный бой с применением в воздухе пулемета состоялся 5 октября 1914 г., "Вуазен" одержал победу над германским "Авиатиком". В 1915 г. французы попробовали вместо пулемета поставить 37-мм орудие Гочкиса на "Вуазен", чтобы применить его еще и как штурмовик. Результаты оказались не особо вдохновляющими, но все-таки это было боевое применение. У "муромцев" не было и того.


В 1916 г. французы, уже освоив применение авиационных пулеметов с ведением огня через ось винта, снова взяли 37-мм орудие Гочкиса. Со всеми его недостатками, однако попытавшись их скомпенсировать. Разместили его жестко поверх двигателя; ствол проходил через полый вал винта, приводимого в движение через редуктор.


Казенник выводился в кабину пилота, располагаясь на уровне его коленей, цилиндр тормоза отката пушки (т.е. было нормальное противооткатное устройство)являлся элементом крепления пушки к картеру мотора. Прицеливание производилось наведением на цель всей машины, однако в этом случае был прицел, который давал возможность вести огонь точнее, чем "куда-то примерно в сторону противника" (про вооружение истребителей в ПМВ см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/227121.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/227333.html).
Истребитель SPAD S.XII с таким вооружением прославленный ас Жорж Гинемер (Georges Marie Ludovic Jules Guynemer) впервые поднял в воздух 21 марта 1917г., дал об этом восторженный отзыв. Он 27 июля сбил из пушки первого противника, потом еще трёх.
Однако оказалось, что пушечный истребитель с орудием, "рожденным ползать", годится лишь для виртуозов воздушного боя, обычные лётчики управиться с ним не могли. Выпустив 20 таких самолетов, французы применили лишь малую часть из них. Однако - ведь применили же! И ведь вполне достойные результаты от этого применения, хотя бы иногда, были получены.
Гораздо успешнее оказались немцы, создавшие 20-мм автоматическую пушку "Stahlwerke Becker AG" в том же 1916 г., но её применение на истребителях оказалось неуспешным в связи с сильной отдачей. Зато она на турели успешно применялась в качестве вооружения бомбардировщиков Gotha G1 и в штурмовой версии бомбардировщика AEG G.IV. (после окончания ПМВ комиссия по разоружению обнаружила и уничтожила 392 таких орудия).


Пушка наводилась за две рукоятки на затыльнике, начальная скорость снаряда 500 м/сек, дальность стрельбы при неплохой кучности до 2,5 км. Масса пушки 30 кг, длина 1370 мм, темп стрельбы 350 выстр/мин, питание из коробчатого магазина емкостью 12 патронов.
Говорите, только в 1940 году Сикорского переплюнули с пушечным вооружением самолётов? А было ли в чём переплёвывать? ;-)

ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, авиация

Previous post Next post
Up