о приоритетахЪ(ТМЪ) продолжение +2

Aug 31, 2024 05:39

*продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/346175.html
5.2. Примеры дутого "приоритета", когда в РИ придумали перспективное слово, но не смогли наполнить его реальным смыслом.
Первое, что приходит на ум - т.н. "Эскадра Воздушных Кораблей", ЭВК, которую свидетели РКМП называют "первым в мире авиационным соединением" и утверждают, будто на момент её создания в мире ничего подобного не было. Это даже не совсем враньё, "но есть нюанс"(С): надо учесть, что в реальной истории ничего подобного реально не было именно в самой РИ до самого её конца. ;-)
В более развитых странах как раз начало нечто подобное появляться в ходе ПМВ уже с самого ее начала, хоть и под другими названиями: группы эскадрилий, авиационные отряды и т.п.
Начнем с базовых понятий. Эскадрильей на время ПМВ считалось авиационное подразделение; для тяжелых бомбардировщиков, начиная с итальянских "Капрони" - обычно из 4 самолетов, действующих, как правило, вместе.
В реальной истории ЭВК такого не было ни разу: "муромцы" (самолеты типа "Илья Муромец", далее ИМ) обычно действовали поодиночке, очень редко - вдвоем. Все попытки ввести в бой одновременно больше "муромцев", даже когда их было в наличии более двух как-бы-боеспособных, кончались провально. Т.е. так называемая ЭВК даже до полноценной эскадрильи не дотягивала никогда!
*В межвоенный период, когда число действующих самолетов значительно возросло, подразделение из 2-4 самолетов стало называться звеном, это стало низовым уровнем организации ВВС. Эскадрильи состояли из нескольких звеньев, стали крупнее, обычно 9-12-16 самолетов, но в некоторых ВВС, и для некоторых видов самолетов, численность эскадрильи могла достигать и 46.
А воздушная эскадра - это несколько полноценных эскадрилий как минимум.
В общем, все уровни организации ВВС выше звена для т.н. ЭВК нет смысла приводить - эта химерическая структура не всегда имела право называться хотя бы звеном.
Но полный её штат включал в себя 10 боевых самолетов, 2 учебных и штаб, плюс вспомогательные службы. Штаб ЭВК включал в себя несколько должностей с высокими окладами, которые были сразу же заполнены. Не хватало лишь самой малости: собственно самолетов, способных участвовать в боевых действиях.)))
12 мая 1914 г. был заключен контракт на поставку 10 самолетов типа "Илья Муромец" для нужд военной авиации, и эти 10 "бумажных" самолетиков по милой традиции РИ оказались сразу же заранее зачисленными в штат царских ВВС, а при формальном создании ЭВК 10(23) декабря 1914 г. перешли в её состав.
("Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом" ((C)А.С.Пушкин, "Капитанская дочка". Традицiи-сЪ!)
В реальном наличии у ЭВК до февраля 1915 г. самолетов было НОЛЬ, и на всю РИ боеспособных ИМ тоже было НОЛЬ: возможность бомбометания с ИМ, создаваемого исходно как грузопассажирский самолет, была Сикорским предусмотрена теоретически (в плохом смысле слова). Техническое обеспечение такой возможности к началу ПМВ, и еще долго после того, у ИМ предусмотрено НЕ БЫЛО.
Один ИМ был перед ПМВ переоборудован в гидроплан-разведчик, "успешно прошёл испытания" (аж целых 12 минут, ага), но вскоре в реальном полете сломался (самый надежный в мире, ага), сел на воду, починить его за неск. дней не судьба была, и с началом войны он оказался потерян идиотским образом (см.https://alan-a-skaz.livejournal.com/228104.html ).
Еще один был выделен на испытательные полеты, с целью превращения теории в практику, и показал значительное недотягивание до своих номинальных ТТХ; когда наконец-то было за неск. месяцев наспех выработано что-то более-менее годное для выполнения реальных боевых задач, этот опытный самолет был изношен до полной негодности ни на что, и его пришлось списать на свалку.
Строительство новых самолетов в это время шло на РБВЗ с традиционной для РИ неспешностью. А что спешить-то, заказ уже оплачен, формальное зачисление в строй произошло - чего еще желать?
Следующий экземпляр(№150), доведенный до боеспособного состояния лишь к февралю 1915 (!) года, стал первым (!) реальным самолетом в составе ЭВК, на бумаге уже давно и успешно )) существовавшей. Его первый как-бы-боевой вылет как-бы-состоялся в конце того февраля, но был прерван по погодным условиям без реальных результатов. Через несколько дней всё же удалось с него сбросить несколько бомб куда-то примерно в расположение неприятеля, и на этом боевой путь ЭВК можно считать реально начатым. Однако и далее боевая производительность "эскадры" оставалась смехотворно низкой.
См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/126905.html , https://alan-a-skaz.livejournal.com/127054.html
Второй самолет (№111) в составе ЭВК появился формально в апреле 1915 г., первые сведения о его боевом применении относятся уже к июню: два месяца (!) ушло на освоение машины экипажем (якобы подготовленным еще до войны) и перебазирование на новый участок фронта. Но вскоре, в июле 1915г., первый, реально вступивший в строй ЭВК, аппарат №150 первым и вышел из него - получив тяжелые повреждения в воздушном бою и затем ещё при вынужденной посадке (что НЕ считалось боевыми потерями в ЭВК и вообще ВВС РИ! Обычно самолет, непоправимо поврежденный, но еще как-бы-существующий, списывался сначала в "учебные", а затем уже и на свалку).
Аппарат №111 до августа 1915г. снова был 1(ОДИН) воевавший ИМ, на весь фронт и на всю РИ.
С августа (только!) наконец-то началось пополнение состава эскадры, которая продолжила нести потери, таковыми НЕ считаемые - от изношенности аппаратов и особенно их моторов, неопытности экипажей, погодных условий, "дружественного огня", и иногда даже от неприятеля. В ноябре 1915г. и второй реально воевавший аппарат №111 был загублен экипажем: пытаясь увеличить явно недостаточную скорость, штабс-капитан Озерский приказал снять добавочные рули, чем нарушил устойчивость машины. Самолет погиб со всем экипажем.
"Новый, 1916 год Эскадра встретила с десятью старыми, изношенными в боях и учебных полетах кораблями. На основной базе в Пскове было 6 "Муромцев". В 1-м боевом отряде на Юго-Западном фронте в Колодзиевке на вооружении состояло 2 корабля: 11-й No.167 штабс-капитана А.В.Панкратьева и "Киевский" No.169 штабс-капитана И.С.Башко. И, наконец, на Северном фронте в Зегевольде во 2-м боевом отряде находились "Муромцы" Vl-й No.165 и 1Х-Й No.164."
Из этой десятки, почти соответствующей штатному составу (но при этом размазанной на 3 фронта, от Юго-Западного до Северного, вопреки самой идее эскадры!), к концу января 1016 г. в строю снова остался 1(ОДИН!) боеспособный самолет.
Но по прежнему "потерь не было"(С). ))))
За 1915 год как-бы-участия в войне на всю ЭВК было совершено всего лишь 100 боевых вылетов и сброшено 19,5 тонн бомб - менее 200 кг на вылет, менее половины штатной нагрузки!
Реально ИМ за всё время ПМВ несли в среднем до 150 кг бомб на вылет. Это было гораздо меньше, чем в развитых странах у любых средних бомбардировщиков, гораздо более дешевых, скоростных, высотных и многочисленных - и даже меньше, чем у некоторых легких!
Почему? См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/204812.html
Вкратце: в развитых странах бомбардировщики были гораздо более скоростными и высотными, что уже сильно снижало для них риск потерь от истребителей противника и зенитной артиллерии; действовали обычно большими группами, прикрывая друг друга, и могли при необходимости иметь истребительное прикрытие. Царские "муромцы", тихоходные и низко летящие, действуя обычно в одиночку, отчаянно нуждались в индивидуальных защитных средствах, - и для этого на них ставились многочисленные пулеметы, со стрелками и боекомплектами, воруя немалую долю их хваленой грузоподъемности за счет бомбовой нагрузки, которая уменьшалась в разы от штатной.
Для сравнения - тяжелые бомбардировочные соединения здорового человека.
На конец 1915г. у Капрони уже было 20 реально воевавших самолетов - 5 эскадрилий по 4 самолета, была реально действующая группа эскадрилий, со счетом в 540 боевых вылетов (за 4 месяца! и это в полтора с лишним (1,65 если точнее) раза больше, чем у ЭВК за все её формально 4 года боевой деятельности!) со штатной (иногда - почти штатной, когда требовалось лететь через горы или на повышенную дальность) бомбовой нагрузкой.
Дальше отрыв "отсталых" итальянцев от "передовых" РусскихЪ, уже сразу немалый, продолжал стремительно нарастать, - а Германия и Англия за 1916г. перегнали и итальянцев.
В это время в РИ, за всё остальное время ПМВ, по прежнему поступления ИМ с завода едва (и не всегда!) перекрывали немалые "несуществующие" )) потери. "На январь 1917 г. в Эскадре насчитывалось около 30 кораблей (считая т.н.учебные, из которых мало какие были боеспособны). *Только 4 "Муромца" находилось на фронте.*"
Зато прокукарекать про создание "эскадры""стратегических""бомбардировщиков" в РИ успели раньше всех, а после того уже и рассвет не требуется.))
Подробнее про ИМ см. по тэгу https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%BB%D0%9C%D1%83%D1%80

ликбез, ВеликиеРусскиеПобедыЪ, РКМП, ИлМур, военная история, родинаслонов, авиация, ПМВ

Previous post Next post
Up