Русско-японская нефть.

May 06, 2024 21:25

0. Донесли до меня новое откровение: оказывается, РЯВ устроили американские нефтяники и зависимые от них американские же политики! Война была нужна исключительно им, чтобы предотвратить назревавший захват рынка Европы и Азии РусскимиЪ конкурентами.
Доказательства? Ну вот же:
1. Когда хотят объяснить человеческие отношения, говорят: “Ищите женщину”. Когда приходится объяснять трагедии и комедии международных отношений, следует сказать: “Ищите нефть”. Луи Фишер “Империализм нефти”.
1.1. Ага, цитата из книги выпуска 1926 г., относящейся к современным ей событиям, как объяснение процессов, происходивших в конце 19 века - самое то.))
А наши патридiотЪы оперируют понятиями и представлениями даже не 1926 г., а гораздо более поздними. Им, с их уровнем умственного развития по стандартам 1 класса ЦПШ, сложно представить что-то кроме привычных им нынешних реалий, которые они тупо переносят в прошлое.
1.2. Вообще-то и в отношениях между людьми движущей силой оказываются не только и не столько сексуальные мотивы. Банальная корысть, самолюбие, статусные игры чаще оказываются на первом месте среди мотивов поведения.
А в экономике, и мировой и локальной, нефть на время РЯВ играла малозначимую роль, в отличие от более поздних времен. Бум потребления нефти и нефтепродуктов, вызванный появлением и развитием двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и устройств, в которых они применялись, начался в самом конце 19 века, - и на время событий, связанных с РЯВ, был очень далек от последующего размаха.
В 1870 г. мировое потребление нефти и нефтепродуктов было менее 1 млн.т (https://skyprom.ru/news/istoriya-razvitiya-mirovoy-neftedobychi/), через 20 лет перевалило за 10 млн.т и стало уже заметным в мировом масштабе, далее шел рост порядка 5-10% в год.
1.3. Ключевым моментом для скатывания РИ к войне стала "тройственная интервенция" 1895 г., когда РИ при поддержке Франции и Германии отобрала у Японии её завоевания в войне с Китаем (https://alan-a-skaz.livejournal.com/156360.html).
На тот момент мировая добыча нефти составляла 14,2 млн.т в год, делясь примерно поровну между РИ и США; в 1926 г. мировая нефтедобыча составляла 152,9 млн.т - более чем на порядок изменение, и соответственно менялась роль нефти в мировой экономике от малозначимой до весьма весомой.
1.4. В т.ч. во внешней торговле царской империи, при всём её аграрно-сырьевом характере, экспорт нефтепродуктов (экспорт сырой нефти был ограничен эмбарго!), составлял всего 3,3% (1913 г.) - ровно на порядок меньше, чем экспорт необработанного зерна.
(хотя на порядок с лишним больше, чем экспорт "машин, механизмов и оборудования" (0,3%) - но это было и вовсе незначимым для РИ)
1.5. Продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке РИ в том же 1913г. составила 5,64 млн.т (62,8% нефтедобычи, и в основном потребление сводилось к сжиганию сырой нефти, на втором месте производство керосина) - т.е. значимость экспорта нефти для РИ была не так уж велика, а её влияние на международный рынок оказывается в разы меньше, чем в легендах и мифах свидетелей РКМП (подробнее https://alan-a-skaz.livejournal.com/79624.html).
1.6. При этом важно, что нефтедобыча в РИ в 20 веке держалась на довольно стабильном уровне, слегка проседая в связи с назревающим уже истощением скважин, - а ее доля в мировой нефтедобыче столь же стабильно пикировала вниз, поскольку в мире нефтедобыча бурно росла. К 1917 г. добыча нефти в РИ сползла до 8,8 млн.т, а доля в мировой нефтедобыче до 12,8% - примерно 1/8, вчетверо с лишним меньше, чем на границе 19/20 веков.
1.7. Чтобы на этом фоне захватывать (или хотя бы удерживать!) мировой рынок нефти, царским нефтяникам надо было многократно поднять уровень нефтедобычи за несколько лет, неизбежно переходя к интенсивным высокотехнологичным методам от халявного самотека.
К этому они были абсолютно не готовы. И по техническому состоянию отрасли; и по общему состоянию экономики и промышленности в РИ; и по психологической своей инертности, типичной для царской Расеи.
1.8. Но и это еще не всё! В придачу к резкому росту нефтедобычи, надо было не меньше поднять уровень развития инфраструктуры: прежде всего транспорт, в т.ч. прокладка ж/д с повышенной нагрузочной способностью; обеспечение ж/д соотв. подвижным составом; нефтеналивные танкеры, терминалы и т.п.
В конце 19 в. соответствующую работу выполняли иностранные концессионеры; но от жадности царские хапуги, действовавшие в сговоре чиновники, промышленники и торгаши, зарезали курицу, несущую золотые яйца (см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/225939.html (3.4) и (3.5)).
1.9. Нефтеперегонка в РИ тоже была в очень отсталом состоянии. Даже при текущем уровне нефтедобычи можно было значительно увеличить выход экспортного продукта за счет изменения структуры потребления нефти, как это сделали большевики. Но до них в РИ некому было этим заняться - там всё шло по накатанной без резких изменений.
1.0. Напоследок. Автор цитаты, Л.Фишер - еврей. Я НЕ считаю это сколько-нибудь значимым. Но наши национально-озабоченные патридиотЪы имеют привычку любое неугодное им высказывание/мнение евреев отвергать просто по причине национальности автора: "ОНИ же ВСЕ ненавидят Россию!".)))
Если же еврей высказывает нечто им угодное - как видим, в этом случае они же хватаются за такую цитату, и носятся с ней, как с писаной торбой. ;-)

2. "Во время т.н. революции 1905 г. погромы на нефтепромыслах Баку уничтожили РусскуюЪ нефтедобычу и привели к вытеснению России с мировых рынков! Ясно же, что для того всё и затевалось!"
2.0. Мелкий штрих сначала: бакинская и грозенская нефтедобыча в царское время была, конечно, =российской= и =царской=. Но называть её "РусскойЪ", как любят делать наши патридиотЪы со всем подряд, всё-таки смешно.))
2.1. Смотрим по цифрам. Действительно, на фоне революционных событий, затронувших и Кавказ, нефтедобыча там упала: с рекордных 11,3 млн.т в 1901 и более обычных 10,5 млн.т в 1904, до 7,29 млн.т в 1905. Но это - всего лишь в почти полтора раза, а не полный крах отрасли, как это рисуют конспиролухи в теориях вроде (0).
2.2. Восстановление нефтедобычи в РИ произошло довольно быстро.
В 1906 г., когда революционные волнения еще продолжались - 7,86 млн.т;
дальше почти стабилизация - с 1907 г. 8,38 млн.т, 1908 г. 8,46 млн.т, 1909 г. уже практически обычный уровень 9,01 млн.т (по https://pyhalov.livejournal.com/16786.html из (Народное хозяйство в 1913 году. Годовые обзоры важнейших отраслей народного хозяйства (год шестой). Пг., 1914. С.337-338)) с пересчетом пудов в тонны); в 1910 г. локальный пик 9,41 млн.т , и далее медленное сползание вниз по причинам, описанным в (1.6), ничуть не связанным ни с революцией, ни с РЯВ.
Заметим, что до начала РЯВ в 1901-1904, в мирное и благополучное время, уже произошел спад нефтедобычи в РИ по сравнению с рекордным 1901 г., - вполне сравнимый со спадом по итогам 1905-1909, со всеми тогдашним событиями. Как видим, спад нефтедобычи в РИ после РЯВ был небольшой и кратковременный.
2.3. Потеря позиций РИ на мировом рынке нефти после РЯВ действительно была.
Но уже древние римляне знали, что "post hoc non propter hoc" ("после того не значит вследствие того"). До этого знания наши патридиотЪы не доросли: в 1 классе ЦПШ такое не проходят, и потому последовательность по времени им кажется неопровержимым доказательством причинно-следственной связи.)))
В реальности причины были и другие, и более важные. См. выше (1.6) и далее.

3. "Ну как же! Транссиб вдвое ускорял и сильно удешевлял доставку бакинского керосина на рынки Азии! Это подрывало позиции конкурирующих американских фирм, а также доход компаний, перепродающих в Азию бакинскую нефть и керосин!"
3.1. А велик ли был азиатский рынок нефти и нефтепродуктов в конце 19 - начале 20 века? Особенно по сравнению с европейским и американским?
Промышленность там была тогда очень слабо развита, транспортные средства с применением ДВС были экзотикой. Разве что керосин для освещения и отопления более широко применялся - что могли себе позволить только весьма богатые, по местным меркам, люди.
3.2. Ускорение - допустим (при средней скорости пароходов на уровне не сильно ниже средней скорости поездов, и невысокой тогда пропускной способности ж/д, ага), а вот удешевление - чушь. Морские перевозки по себестоимости получаются гораздо ниже железнодорожных, отчего и столь популярны.
3.3. Пропускная способность Транссиба на время РЯВ была очень хилой (это обстоятельство у нас обычно выдвигается как главное оправдание неуспешности войны для РИ - хотя другие причины были более важными, но и более позорными для РИ).
А пароход - это несколько сотен тонн груза мелкий каботажник, несколько тысяч тонн средний океанский. Их можно запускать в месяц десятками-сотнями. Сколько это в ж/д составах и в месяцах пропускания тех составов через Транссиб?
3.4. В числе задач для Транссиба всегда были в избытке гораздо более приоритетные, чем вывоз нефти/керосина на продажу в Азию (куда? кому? сколько? как там с транспортировкой до потребителя по суше дальше Транссиба?).

4. "Виноват тот, кому выгодно!"
4.0. Самое главное. И самое труднопостижимое для конспиролухов.
Для обвинения в суде надо доказать не только мотив подозреваемого, но и улики в пользу обвинения, а также предполагаемые средства и способы совершения преступления. Вряд ли суд примет в качестве доказательства виновности в убийстве изготовление куклы Вуду, или пожелание "чтоб ты сдох!".))
4.1. Мотивы - допустим, есть... хотя по соображениям, указанным выше, они оказываются очень шаткими: быстрое вытеснение РИ с мирового нефтяного рынка, при столь стремительном его росте, было неизбежно и без каких-то специальных мер, просто по ее неповоротливости и технической отсталости. "Не надо искать тайную ложу там, где есть явная лажа".
4.2. Еще о мотивах. Американские нефтяники не имели серьёзных проблем со сбытом своей продукции!
В их распоряжении был, для начала, огромный и бурно растущий внутренний рынок. Захват рынков внешних им понадобился, когда своя нефтедобыча стала сильно превышать потребности внутренние - т.е. далеко не сразу, - и для этого захвата у них уже и так были все нужные инструменты: огромный объем собственной добычи и возможность его поднять еще больше; хорошо развивающаяся нефтепереработка; прекрасная транспортная инфраструктура; и грамотная работа с ценами.
Всё это было ими хорошо освоено.
Всё это было недостижимо для РИ.
Громоздить Пелион на Оссу, устраивать в других странах войны и революции и т.п., вовсе не требовалось.
4.3. Наличие мотивов - не более чем повод для подозрений.
Для наследника может быть выгодна смерть наследователя, - но ведь для той смерти могут быть и вполне объективные причины, с наследником и наследством не связанные. Ссора двух сторон может оказаться очень выгодной для третьей, - но часто бывает так, что третья сторона об этом была даже не в курсе исходно, просто не упустила подвернувшуюся возможность. Ну например, больше всего выгоды от драки со стрельбой получил гробовщик.))
И таких примеров можно найти ещё много.
4.3.1.Более того: есть много примеров, как люди/организации/страны, не рассчитав толком силы и возможности, затевают какой-то конфликт - а в результате сами же огребают больше всех. Для виновных это оказывается как раз и не выгодно, а выгодно - невиновным!
4.4. Так где же улики-то?!
Каковы предполагаемые средства и способы совершения преступления?
Каким образом американские нефтяники могли заставить царя со присными ломиться в Китай и Корею, создавая напряженность с Японией?
Каким образом они вызвали "тройственную интервенцию" в 1895 г.?
Каким образом они заставляли царских промышленников и сановников "пилить" деньги из оборонных фондов, затягивая нужные для войны подготовительные действия и ухудшая их результаты?
Каким образом они, гады, за 10-20-30 лет до того повлияли на систему подготовки в РИ царских ихсковородиев, делая их способными в основном к писанию брехливых рапортовЪ, а не к реальным боевым действиям?
Пока нет ответов на эти неизбежные и очевидные (для разумных людей) вопросы - нет и смысла принимать всерьёз процитированный в начале (0) бредЪ.

ликбез, нефть, РКМП, РЯВ

Previous post Next post
Up