Японское вооружение и боевая техника у нас известны не очень. Чем они интересны? Тем, что Япония хотя и бедна ресурсами, но в конце 19 века добилась (в отличие от РИ) неплохих результатов в создании системы массового народного образования, поэтому ее конструкторы позже нередко добивались замечательных результатов скудными средствами. Голь на выдумку хитра. В межвоенный период японцы создали немало передовых систем вооружения и боевой техники (что потом неприятно удивляло и озадачивало их противников), хотя обычно не могли обеспечить выпуск этого в достаточном количестве.
В том числе - артиллерийские тягачи. Для устаревших арт.систем, не допускающих скоростную буксировку мех.тягой (в японской армии перед ВМВ таких было по прежнему большинство), использовались трейлеры
Более современные орудия, это
дивизионные пушки Тип 90 и гаубицы Тип 91 в их "моторизованных" версиях (в отличие от "стандартных"), могли буксироваться армейскими грузовиками, тракторами и специальными арт.тягачами. Число таких орудий было до 1 тыс. пушек (из неск. тыс. дивизионных пушек, в основном неприспособленных для мехтяги, и даже не полностью по числу модернизированных) и небольшая часть из 1,1 тыс. гаубиц. Реальный выпуск этих орудий с 1931-32 гг., лафет унифицированный, боевой вес заметно тяжелее "стандартных" (1,6/1,75т для пушек/гаубиц против 1,4/1,5т)
Из орудий более тяжелого класса, неразборная скоростная буксировка мех.тягой была допустима для весьма неплохих по ТТХ "армейских" (корпусного уровня организации в японской армии тогда не было, а вообще-то они соответствовали нашему корпусному уровню) арт.орудий - 105-мм пушки Тип92 (обр. 1932, реально 1935, боевой вес ~4т, выпуск 180 экз.) и 150-мм гаубицы Тип96 (Обр.1936, реально 1937, боевой вес ~4т, выпуск 440 экз.), лафет тоже унифицированный. Но это самые современные орудия, а у японцев перед ВМВ и в этом классе заметную долю составляли устаревшие модели.
Также к перевозке мехтягой были приспособлены зенитные пушки начиная с Тип 88 (1927), они же самые многочисленные в IJA (~2 тыс.экз.), и тяжелая пушка 150-мм Тип 89 (1929, 10,5т). Более тяжелые орудия перевозились тяжелыми тягачами по частям на специальных повозках.
Вот, собственно, для чего были нужны японцам арт.тягачи (кроме смежного применения не по прямому назначению).
Теперь - о том, какие они были.
Первое поколение на вид мало отличается от обычных с/х тракторов, только дополнительный ряд сидений установлен.
Однако скорость передвижения гораздо выше: до 14-16 км/ч у самых тяжелых (8/13 т), до 19-23 км/ч у более легких (5 - 6 т). Это заставляет приглядеться внимательнее к фотографиям. Хороших не нашел, но и на тех, что есть, просматриваются какие-то элементы между катками и общей рамой подвески. У классической тракторной подвески (она же полужёсткая) катки на такой раме-тележке крепятся непосредственно и жестко, а сама эта рама к корпусу крепится с одной стороны шарнирно, с другой через упругий элемент. Здесь же даже нечто похожее на подвеску Хара можно заметить.
"И-Ке 5 т" (1931/36) 4,6/5,3 т пассажирских мест 6, двигатель карбюраторный 98 л.с., 23км/ч / дизельная модификация 91 л.с., до 19 км/ч. Выпуск общ.(обе версии) 422 экз. Транспортируемое орудие: 105-мм пушка Тип92 (150-мм гаубица Тип96, стало быть, тоже, хотя в источнике это не указано)
(* примечание. Падение скорости у дизельной версии связано не столько с меньшей мощностью, сколько с уменьшением скорости вращения коленвала: карбюраторный двигатель 2200 об/мин, дизель 1800 об/мин. У других тягачей аналогично.)
"Ни-Ку 8 т" (1932/36) 8,0/8,35 т, пассажирских мест 7, двигатель карб/диз 130/120 л.с., 14/16км/ч; выпуск общ.(обе версии) 1657 экз. Транспортируемое орудие: 150-мм пушка Тип89.
(* примечание. Здесь дизельная версия даже быстрее карбюраторной, потому что трансмиссию тоже поменяли - а не просто переставили двигатель)
"Хо-Фу 13т" (1935/38) 13,0/13,65 т, пассажирских мест 7, двигатель карб/диз 160/160 л.с., 14/12км/ч; выпуск общ.(обе версии) 373 экз. Транспортируемое орудие: по частям Тип7 30-см гаубица, Тип96 24-см гаубица, и др. аналогичные.
* про остальные, если интересно (?), смогу дописать завтра, - сейчас уже надо бежать по делам.
+UPD. Дописал.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/311769.html