продолжение темы 2.4

Jul 05, 2017 17:20

Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов:
Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html
Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html
Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html
Часть 3. Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html
Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html
Часть 5. 1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html
Часть 5. 6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html
Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html

=2.4. Нефть: кто первый, кто последний, кто за кем занимал?=
Нефтяные котлы и турбины начали гораздо раньше России делать развитые страны, имевшие доступную нефть, - и даже те, для кого нефть была менее доступной: та же Германия, к примеру, уже имела готовые и отработанные решения, когда только-только забрезжил на горизонте русский заказ на машины для "новика".

Хотя нефтяное питание корабельных машин в РИ было достаточно давней идеей, но только в варианте замены угля в классических паровых машинах - или как добавка для их кратковременного форсирования. Производство турбин "передовая" российская промышленность освоила гораздо позже развитых стран, а отсталая технология русских паровых машин и низкое качество их изготовления на корню губили все возможные преимущества прогрессивного топлива.

У англичан повышение интереса к классу эсминцев началось с анализа итогов русско-японской войны, и тогда же началось введение котлов с нефтяным отоплением, хотя в некоторых случаях возможность использования угля тоже оставалась: если эсминцы типа "Трайбл", вступавшие в строй с 1907 по 1909г., уже имели чисто нефтяное питание, скорость 33 узла или выше, и 102-мм артиллерию, на 4-6 лет обогнав самый первый "Новик", то более поздние тип "G", или Beagle, значительно удешевленная альтернатива "Трайблам", введенные в строй в 1909-1910гг, вернулись к чисто угольному питанию, скорости 27 узлов и более слабому вооружению (1 орудие 102мм, 3 орудия 76мм).

При этом торпедное вооружение начиная с "Биглей" переходит на стандарт 533мм, существование 457-мм ТА в британском флоте заканчивается на "Трайблах", равных "новикам" по этому параметру тоже.

Английские скауты типов "Блонд" (заложены с 1908г., в строю с 1910г.) и "Эктив" имели смешанное угольно-нефтяное питание.
Начиная с 1910г. у английских легких кораблей, эсминцев, лидеров и скаутов, нефтяное питание и 102-мм главный калибр становятся безальтернативными. Это за 2-3 года до "Новика", напоминаю.
Сторонники скорости в споре со сторонниками экономичности некоторое время попеременно одерживали верх, но начиная с не позже чем типа "М" (1914г) стандартом становится скорость не ниже 34 узлов, т.е. стабильно выше, чем у всех серийных "новиков".
При этом артиллерийское вооружение одиночного эсминца - 3 орудия 102-мм, в последующих сериях могло быть и больше ("Талисман" - 5*102мм), а действующий вместе с ними лидер мог иметь от 4 до 6 орудий 102-мм, или до 5 орудий 120-мм.

Как видим, с "эсминцами английского типа" англичане, - что неудивительно, - обогнали "новиков" на несколько лет, также значительно опередив их в калибре торпедного вооружения, мореходности и дальности хода.
Единственный плюс "новиков" к началу ПМВ - число стволов ГК, но в реальных условиях это полностью компенсировалось использованием совместно с эсминцами лидеров, которых у России не было. А во время ПМВ и по этому параметру преимущество "новиков" было утеряно.

Немцы свои первые мореходные миноносцы (нередко именуемые эсминцами в справочниках, но немцами за таковые не считаемые) со смешанным угле-нефтяным питанием начали делать уже в 1907 году, тогда же разработали чисто нефтяные котлы, в том числе проданные потом России для "Новиков"; в 1913г. заложили и с июня 1914г. ввели в строй серию V-25 с чисто нефтяным питанием. Об отношении немцев к выбору топлива ниже будет подробнее.

Японцы уже в РЯВ имели миноносцы, значительно превосходившие русские аналоги, в т.ч. по скорости - 30-31 узлов против русских 21-26 узлов. В 1909 японцы в числе первых в мире обрели турбинные эсминцы типа "Умикадзе" того класса, который стал основным в ПМВ: с водоизмещением нормальным/полным 1150/1500т, со смешанным угле-нефтяным питанием и скоростью 33,0 - 33,5 узлов.
Турбины системы Парсонса и 120-мм (тоже в числе первых в мире, такой калибр на эсминце!) орудия были, естественно, приобретены в Англии, - но это ж закладка 1907г. и ввод в строй 1909г, за 4 года до первого "Новика", который был едва ли более самостоятельной конструкцией.
При этом по дальности хода и мореходности японские эсминцы, как обычно, значительно превосходили русских.

В США эсминцы океанского класса стали создаваться сразу после испано-американской войны.
Не позже чем с типа "Полдинг"(Paulding, строительство начиная с 1908г, ввод в строй начиная с 1910г.), имели чисто нефтяное питание. Это за 2 года до первого "новика".
Не позже чем с типа "Кэссен" (Cassin, строительство начиная с 1912г, ввод в строй начиная с 1913г.), имели вооружение 4 ствола калибром 102мм. Это ровесники первого "новика" и раньше серийных "новиков".
Не позже чем с типа "Элвин" (Aylwin, строительство начиная с 1912г, ввод в строй начиная с 1913г.), имели торпедное вооружение калибром 21 дюйм (533мм), а в последующих сериях было увеличено количество торпед, затем и калибр артиллерийского вооружения, оставив "Новик" в безнадежно отстающих. Это тоже примерно ровесники первого "новика" и раньше большинства серийных "новиков".
В конце ПМВ США выпустили серию в 111(!!!) "гладкопалубников", и сразу же еще серию в 150 экземпляров, равных "новикам" по артиллерийскому вооружению, немного превосходящих серийные "новики" в скорости, и с гораздо более мощным торпедным вооружением (12*533мм). А ведь это рассматривалось как вооружение массовое и дешевое, для расходных целей!

Все американские эсминцы были рассчитаны на океанское плавание, с соответствующей мореходностью и дальностью хода 3000-4500 миль экономическим ходом, т.е. в разы превосходя по этому параметру "новиков". По скорости они уступали первому "новику", но не так уж отставали от его серийных потомков, а иногда и превосходили их.

В общем, Россия и тут была совсем не в лидерах. Особенно если не забыть, что для создания "новиков" Россия использовала котлы и турбины иностранного производства, а свои начала делать по иностранному образцу, да и то с изрядной задержкой - в отличие от развитых стран, имеющих и использующих собственные возможности.

= 2.5. Большой эсминец или маленький крейсер? =
Относительная новизна идеи "Новиков" была в том, что многие задачи, традиционные для легкого крейсера, можно переложить на большой эсминец, и это будет гораздо более дешевым решением.
Однако, и тут Россия не была первой: подобные идеи с неизбежностью посещают военно-морских стратегов во всех не слишком богатых развивающихся странах, с которыми Российская империя, как ни печально это признавать хрустобулочникам, по многим показателям была в одном ряду.

Бразилия, Аргентина и Чили, соревновавшиеся в военно-морском вооружении, насколько им позволяли финансы, делали заказы в Германии (Крупп и Шихау) и Франции (Шантье де Бретань), т.е. там же, где и Россия часто получала "русские" корабли; а также в Англии, где Россия заказывала корабли реже, но и без этого не обошлась: значительная часть "русских" эсминцев периода РЯВ была сделана либо в Англии, либо по английскому проекту, в т.ч. самая многочисленная серия "Сокол" - 27 экземпляров!

Параметры аргентинского техзадания для эсминцев, заказанных в 1910 и выставленных на приемные испытания уже в 1911, даже опережали по времени европейские стандарты: 102-мм артиллерия, 533-мм торпеды, скорость 35 узлов, при водоизмещении почти 1200т полном - и это все за 2-3 года до ввода в строй первого "Новика", прошу заметить.

Четверка эсминцев, заказанных Аргентиной в Англии под названием "Сан-Луис", недотянула заданную скорость до техзадания, выдав 32 узла без нагрузки, 30 узлов с полной загрузкой и перегрузом (т.е., на уровне многих серийных "новиков" и даже лучше их 1й серии), поэтому заказчиком принята не была - и досталась, под новым названием "Аэтос", другой развивающейся стране, оказавшейся в одном ряду с Россией по взглядам на применение эсминцев: Греции.

Еще до ввода в строй первого "Новика" сравнимые с ним "Аэтосы", даже не успев получить в боезапас положенные им торпеды, успешно приняли участие в Балканской войне, - в которой греки, против значительно превосходящего их флота турок, выглядели гораздо решительнее и успешнее, чем несколькими годами позже выглядел русский Черноморский флот, имея над турками подавляющее превосходство в силах.

Еще одна четверка, "Тип Мендоса", заказанная Аргентиной во Франции, тоже была отвергнута по соображениям скорости (те же 32 узла), выкуплена Францией и вошла в ВМФ Франции под названием "тип Aventurier".

Но и это еще ладно. Давайте посмотрим на эсминцы, все-таки закупленные Аргентиной по этому заказу и получившие название "тип Ла Плата": "La Plata", "Cordova", а также тип "Катмарка" - "Catamarca" и "Jujuy".
Последнее название, в честь аргентинской горной провинции, по испанским правилам читается как Хухуй.
В рускоязычной литературе чаще всего пишут Жужуй, то ли по незнанию испанского (как дон Хуан у нас превратился в донжуана), то ли из заботы о благозвучности ;-)
На 6-часовых испытаниях в 1911г. первый показал мощность судовых машин 28 тыс.л.с. и скорость 36,8 узлов, второй - мощность 25 тыс.л.с. и скорость 34,7 узлов (предположительно, благодаря другому режиму питания).
Остальные, как значится в их описании, превысили контрактную скорость, даже на 2 узла. Правда, в другом источнике в их ТТХ записана скорость 32 узла.
Что странно, конечно, с учетом их безоговорочного принятия заказчиком, - но попробуем принять на веру и такие (предположительно, значительно заниженные) данные как возможные рамки диапазона значений.

Получается, что по сравнению с "Новиком" аргентинские аналоги:
1. На 1-2 года раньше первого "новика" вступили в строй, по сравнению с серийными - на 3 года и более;
2. По скорости первому "новику" (это если поверить в покупку кораблей со скоростью ниже техзадания в заказе!) некоторые немного уступают, некоторые даже немного превосходят; серийных превосходят некоторые - многих, некоторые - безусловно всех;
3. Совпадают по калибру артиллерии и числу стволов;
4. Значительно превосходят по калибру ТА - 533 мм; да и устройство самих ТА гораздо современнее;
5. Значительно превосходят по дальности хода (3000 миль экономичным ходом!) и мореходности - своим ходом через Атлантику добрались к месту службы, из северо-западной Европы в Южную Америку! Русским "новикам" такое и не снилось.
6. Имеют в составе вооружения, у пары из Шихау, даже зенитные автоматы 37мм!

А теперь - самое интересное: все эти эсминцы, заметно опередившие "новиков" и по времени создания, и по многим существенным параметрам, некритично уступая в остальных, были сделаны... в Германии. Первая пара - фирмой Шихау, вторая - Крупп (Krupp-Germaniawerft).

Следующая четверка аргентинского заказа тоже была сделана в Германии, с аналогичными параметрами, но по причине начавшейся войны была конфискована и продолжила службу в германском флоте. Орудия на них сначала поставили по немецкому стандарту, 88мм, потом перевели на 105-мм вооружение, таким образом сделав их по всем параметрам лучше "новиков".

= 2.6. - подводя итоги. =
Как видим, приписываемое им тотальное превосходство над современными им аналогами в мировом масштабе "Новики" не имели вообще.
По некоторым параметрам и над некоторыми аналогами превосходство у них было - но этим же аналогам они уступали в других отношениях, чаще всего - значительно уступали.
По времени создания они на несколько лет отстали от многих аналогов из развитых держав.

Первый "Новик" имел действительно хорошую скорость, хоть и не рекордную, но достаточно близкую к рекордным, - однако это заслуга немецкой его отладки;
Все серийные "новики", построенные и отлаженные уже в России, выдавая 30-34 узла, были в лучшем случае наравне со среднемировым уровнем по скорости.
Встречающаяся иногда цифра 37-38 узлов относится к поздним, уже советского времени, модернизациям "новиков".

Также все "новики" отставали от большинства аналогов из развитых стран по торпедному вооружению и были с ними более-менее наравне по артиллерийскому, заметно отставали от большинства по мореходности и дальности хода.

Не выглядели они выдающимися не только среди развитых держав, но даже среди некоторых развивающихся стран. Там - за счет их зарубежных заказов, конечно. Но и сам "Новик", как видим, "условно-русский" - в отличие от развитых стран, обеспечивающих собственное судостроение полностью собственными силами и средствами.

Тем не менее, в начале-середине ПМВ (но не в конце ее), "новики" среди развитых держав все-таки имели некоторое (!) время некоторое (!) превосходство в артиллерийском (и только) вооружении (а не по другим параметрам) - и только (!) над немцами - которые, оказывается, умели делать то же самое для русских, умели делать то же самое, или даже лучше и раньше - для аргентинцев, но вроде как не умели то же самое делать для себя.

Так ли? Ничего странного не видим?
Давайте на немцев посмотрим отдельно.

Ликбез, ликбез, ВМФ, ПМВ

Previous post Next post
Up