Всем нам, жителям РФии, начиная с катастройки и развала СССР до нынешних дней, непрерывно внушают, будто Октябрьская революция (сейчас даже слово "революция" подменяют на "переворот") была катастрофой для ВеликойРоссии, которую иначе ждало великое будущее.
И каждый год возникают дискуссии, так ли это.
Про фальшивый "день народного единства" можно вспомнить тоже, но давайте сначала все-таки вспомним реальную ситуацию в царской России во время ПМВ, якобы победоносной для царских ЕроевЪ.))
Здесь буду пока давать для краткости тезисы (каждый из которых в моем ЖЖ уже многократно обсуждался и обосновывался, и к этому можно вернуться в любой момент).
1. В чисто военном отношении РИА после Брусиловского прорыва сдохла, не оправдав поднявшихся было ожиданий. Кадровая довоенная гвардия и кадровый боевой комсостав были окончательно добиты. Командование в бою, на уровне от взвода до батальона, досталось кое-как обученным выпускникам скоропостижных офицерских курсов, и даже тех не хватало.
2. Мобресурс РИ был к середине 1916г. практически исчерпан. См. реформу Гурко и причины Туркестанского восстания.
3. Воевать РИА так и не научилась: Барановичская операция летом и Митавская зимой показали это в полный рост.
4. К концу 1916 г. всё, на что была способна РИА, это вялотекущая симуляция боевых действий для успокоения союзников и удержания против себя сколько-нибудь ощутимых сил противника. Командование РИА это признает почти открытым текстом.
5. Экономика.
5.0. Обеспечить полностью свою воюющую армию вооружением и боеприпасами в РИ так и не удалось до конца войны, и чем выше была техническая сложность вооружения/оборудования, тем хуже было с его обеспечением. По ср. с армиями и флотами развитых стран, российское вооружение в ПМВ было недостаточным по количеству, и очень отсталым по качеству.
Бурное как-бы-строительство под конец (!) ПМВ множества оборонных заводов обычно у нас выдается за доказательство нарастания грозной силы Расеи, однако
5.1. Даже по планам эти предприятия должны были начать давать продукцию под занавес ПМВ или позже. Т.е. на ход войны они заметно повлиять никак не могли.
5.2. Планы в РИ имели свойство не сбываться.
5.3. Квалифицированную раб. силу для этих предприятий было негде брать.
5.4. Печальный опыт попыток копирования Мадсенов в Коврове и Холтов в Сормове доказывают, что даже в случае успешного строительства тех заводов (ДОПУСТИМ такое чудо!) от них не стоило ждать кондиционной продукции.
6. Всё это, и некоторые прочие общие соображения, приводят к выводу: бурное строительство заводов в РИ под конец ПМВ было не более чем очередной показухой, симуляцией и попилом бюджета.
7. Транспортная система РИ уверенно шла к коллапсу. Износ локомотивов и подвижного состава превысил любые нормы, ремонт не успевал за потребностями и в малой части, пути тоже приходили в негодность, работники из транспортной сферы отбирались на фронт.
8. Сельское хозяйство и продовольствие. РИ была единственной из основных воюющих стран продовольственно-избыточной. Хлеб и прочую с/х продукцию было некуда вывозить.
Но даже при этом продовольственная ситуация в РИ оказалась неблагополучной!
Продуктивность с/х катастрофически упала в связи с изъятием из деревни рабочих рук в армию.
Ущербная логистика не справлялась с нормальным распределением продовольствия.
Спекуляция и воровство приобретали космические масштабы. Солдаты РИА всю ПМВ недоедали, в городах к зиме 1916/17 г. назревали голодные бунты.
9. Короче говоря: РИ уверенно шла на всех парах к катастрофе всю ПМВ, и уже к осени 1916г. катастрофа вполне назрела во всех сферах жизни гнилой империи. Дальше никаких оптимистичных сценариев быть не могло. Мог быть только выбор между сценариями катастрофы, и в реальной истории реализовался далеко не худший.