Хрустобулочная википедия, и прочие патридиотЪические источники, как обычно, повторяют друг за другом забавное враньё царских газет (такое же, как и в РЯВ - традиции-сЪ!) про якобы великие успехи царских ероевЪ, и занижение противниками их огромных (честное хрустобулочное!) потерь - скрытых вражинами в своих служебных рапортах, ага, от себя самих.
Притом что все равно, даже в этих сказках, вражьи потери остаются в разы меньше русских потерь. Вся разница, что по хрустобулочным сказкам, приписывающим (на основании бредовых фантазий и чистейших домыслов) противнику потери в 35-40 тыс., получается соотношение потерь "всего лишь" 2-кратное, - а более реалистичные оценки, основанные на документальных данных в т.ч. немецкой стороны, дают 4-6 кратную разницу (80 тыс. против 13...20 тыс.).
Еще по сравнению с РЯВ у кваснопатриотЪичныхЪ брехунов появляется новый оправдательный мотив: "спасение союзников", который тоже при внимательном взгляде оказывается несостоятельным.
Ну и, конечно, много-много ушещипательных историй про РусскийГероизЬмЪ(ТМЪ), которым традиционно прикрываются самые фееричные провалы царских неумех. Для затравки дам ссылку на хорошую статью Е.Белаша
https://warspot.ru/5520-narochanskaya-boynya, из которой пока только некоторые места процитирую и откомментирую.
"Во 2-й армии, которой предстояло выполнять главную задачу наступления, при общей численности в 355 989 штыков и 16 943 сабли почти 24 000 человек не имели даже винтовок. Не хватало ломов и киркомотыг - окопы обустраивали как могли. Недостаток масла и сала привел к тому, что солдаты изо дня в день вместо каши ели только суп."
Здравствуйте, хрустобулочные сказки о полном обеспечении РусскойЪ армии всем необходимым начиная с 1916 года (по винтовкам см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/199646.html).
Здравствуйте, такие же сказки про хорошее питание и прочее обеспечение царских солдат.
Заодно отмечу, что упомянутая тут 2-я армия была основной, но НЕ единственной силой наступления с русской стороны. А.М. Зайончковский сообщает, что "В будущей операции должны были принять участие четыре корпуса Северного и восемь корпусов Западного фронтов." Полноштатный русский пехотный корпус - это 50 тыс. человек, 8 корпусов ~400 тыс. человек (это примерно и есть 2-я армия, для которой здесь указана численность штыков и сабель, т.е. ТОЛЬКО боевого состава, в 373 тыс.), а 12 корпусов - в полтора раза больше.
"Северный фронт (генерал от инфантерии А. Н. Куропаткин) силами 5-й армии (генерал-лейтенант В. И. Ромейко-Гурко) намечал удар из района Якобштадта (ныне - Екабпилс, Латвия) на Поневеж.
Намечались и вспомогательные удары: войсками 12-й армии Северного фронта генерала от инфантерии В. Н. Горбатовского в направлении на Бауск (ныне - Бауска, Латвия); войсками 10-й армии Западного фронта (генерал от инфантерии Е. А. Радкевич) - на Вильно и 1-й армии того же фронта (генерал от кавалерии А. И. Литвинов) - на Дукшты (ныне Дукштас, Литва)."
Все эти силы традиционно НЕ учитываются в составе русских сил в Нарочской операции, их потери также полностью игнорируются в любых хрустобулочных описаниях операции, тогда как у противника учитываются любые данные о потерях, сколь угодно сомнительные и далекие от основного места проведения операции. Разве что Верден был не включен в этот счёт. ;-)
Исходно численный перевес РИА на участке наступления был, как видим, многократным - но, как обычно, это не спасло царских неумех, и отразилось только на числе потерь с русской стороны. Потери РИА убитыми и раненными (традиционно "забывая" про пленных и пропавших без вести, тем более про больных, замерзших и обмороженных, которых у "ко всему привычныхЪ РусскихЪ" традиционно для ПМВ оказывалось гораздо больше, чем у "изнеженных" немцев в тех же боях) признаются от 77 до 80 тыс., германское командование у себя насчитало до 20 тыс. ОБЩИХ потерь - т.е не упуская ни единой из их категорий.
Керсновский А. А. оценивает русские потери у Нарочи в 20 тысяч учтенными убитыми, 65 тысяч ранеными и 5 тысяч пропавшими без вести (традиционный в РИА эвфемизм для обозначения неучтенных убитых). Это в сумме 90 тыс., и опять не считая 12 тыс. замерзших. Иностранные оценки русских потерь в Нарочской операции составляли 100-110 тыс., Джон Киган писал: «К 31 марта, когда наступление закончилось, потери русских составили 100 тысяч человек, включая 12 тысяч умерших от переохлаждения из-за суровой погоды конца зимы». Это, как увидим, подтверждается сведениями об уменьшении численности наступающей армии. Подтверждаются такие цифры и обычным для периода РЯВ/ПМВ соотношением между числом раненых и убитых 4:1 (для одной стороны, в одном сражении).
Возвращаемся к цитатам из приведенной по ссылке статьи.
"Своевременной аэрофотосъёмки и разведки с воздуха не было, поэтому о тылах неприятельской обороны приходилось лишь догадываться." - Это у РИА не было воздушной разведки, у немцев-то она как раз была, и была, при отсутствии заметного противодействия, вполне успешной. Там же "германская воздушная разведка легко засекала переброску русских войск."
Германцы могли на РУССКОЙ территории делать то, чего РИА не могла ни на своей, ни на чужой: быстро перебрасывать по ж/д нужные силы. "Сильной стороной германской обороны была способность быстро перебрасывать подкрепления по железной дороге. Немцы перешили захваченную железнодорожную сеть на свою колею, более узкую, оставляя шпалы прежними."
На захваченных царскими силами территориях Вост.Пруссии и Галиции все ж/д пути волшебным образом сразу превращались в тыкву. На захваченных немцами бывш. российских территориях столь же волшебным образом совершалось обратное превращение.
"в первый день боя 2-я армия потеряла 183 офицера и 15 139 солдат ранеными и убитыми. Потери атакующих полков достигали 60% личного состава - а местами и 75%. В некоторых батальонах выбыли все офицеры. Одна только 22-я пехотная дивизия за первые несколько дней наступления потеряла 8900 человек. Однако атаки продолжались - «рота за ротой, в расстоянии 50 шагов друг от друга густыми цепями». Командующие войсками раз за разом настойчиво требовали от артиллерии ураганного огня, не заботясь о том, есть снаряды или нет. На некоторых участках огонь почти не прекращался все десять суток операции, и по большей части безрезультатно. А подвозить снаряды из далекого тыла, как и перебрасывать новые подкрепления, было в условиях распутицы крайне тяжело."
Германцам на той же самой территории, в той же самой операции, распутица мешала несравнимо меньше. Почему-то. ;-)
"После прекращения наступления с немецких проволочных заграждений было снято около 5000 трупов. Было освобождено 10 км2, а армия лишилась почти трети своего состава. Николай II признавал: «Даже самые геройские войска не могут сражаться при таких условиях, когда даже невозможно окопаться». Русские атаки, по выражению Людендорфа, «утонули в болоте и крови»."
Треть состава от 373 тыс. - это заметно более 120 тыс. общих потерь, из которых хрустобулочниками признаются только 77-80 тыс. потерь убитыми и ранеными по официальной царской статистике, т.е. гораздо менее четверти исх. состава, чуть более 1/5 (373/5=74,6).
Е.Белаш тут повторяет хрустобулочные "итоговые" цифры, хотя упоминает 12 тыс. замерзших (в т.ч. насмерть) и обмороженных, а также 5 тыс. трупов, снятых немцами с проволочных заграждений уже после их успешного контрнаступления - но наивно полагает, будто они включены в те самые не более чем 80 тыс. убитых и раненых.
Это с т.зр. арифметики потерь, а также с т.зр. разделения потерь по категориям, и с т.зр. знания о том, как в царской армии велся вообще учет потерь, - крайне сомнительно.
Трупы на колючей проволоке должны были проходить по категории "ПБВ", ведь не было же процедуры их поименного опознания?
Замерзшие и обмороженные, а также прочие больные (которых в таких условиях наверняка было много!) идут по категории небоевых потерь, которая для царской военной статистики вообще "нищитаица". Вот вам и разница между 1/3 и 1/5.
"15 апреля открыли огонь около 200 тяжёлых германских орудий. Русские окопы накрыла смесь из фугасных снарядов, шрапнели и отравляющих газов. Поскольку противогазы держали на складах в ближнем тылу, а не прямо на позициях, русские войска потеряли немалое количество людей отравленными - только на участке одного из полков вышло из строя порядка 2000 человек. Благодаря этому немцы смогли обойти обороняемый выступ и атаковать его с тыла. 1200 солдат и 18 прапорщиков, только недавно прибывшие на фронт, были захвачены врасплох и сдались в плен. Русским пришлось отойти на исходные позиции."
Прошу заметить: тут Е.Белаш упоминает еще более 3 тыс. потерь, НЕ входящих в выше названные цифры!
Еще прошу отметить: в этой операции, как и в некоторых других, РИА массированно применила хим. оружие раньше, чем противник. Но ЭТО ДРУГОЕ(С). Когда царская армия лупит по противнику хим. снарядами - это передовой опыт и смелое решение, когда так же лупят по ней - это тевтонское варварство, нарушение конвенций, военное преступление и преступление против человечности, ага. ;-)))
Заодно - здравствуйте, сказки по самоеЪлучшееЪвЪмиреЪ обеспечение РусскойЪ армии противогазами и прочей защитой от хим. оружия.
Ну и общий итог: всё мизерное продвижение, выдаваемое брехунами-патридиотЪами за очередную ВРПЪ, достигнутое РИА ценой огромных жертв и ГероизЬма(ТМЪ), было отнято германцами единым ударом, легко и быстро.
И еще. Традиционно, хрустобулочные брехуны за царскую пэрэмогу выдают любое неполное выполнение противником своих планов, даже хоть на малую чуточку. Вспоминаем царские планы на Нарочскую операцию: "При благоприятном развитии Нарочского наступления намечалось достичь линии Митава - Бауск - Вилькомир - Вильно. Ближайшими целями были Новоалександровск, Свенцяны и Дукшты. Таким образом, противника предполагалось выбить с территории западных русских губерний обратно в Восточную Пруссию."
Какой там % выполнения в очередной раз вышел у царских стратеговЪ? Ась? ;-)))))