РЯВ: потери, мифы и реальность. Мукден2

Mar 03, 2020 11:53

Это продолжение, начало https://alan-a-skaz.livejournal.com/111630.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/111954.html

1.4. Теперь давайте разберемся, что значит - пропавшие без вести.
У русской армии в сражениях РЯВ (да и в ПМВ похоже) их число обычно весьма велико, как правило, 2-3% от исходной численности личного состава, и близко к числу официально признанных убитых.
Особенно велико оно в абсолютных цифрах под Мукденом.
В свое расположение они потом вернулись? Нет. Прорвавшиеся немного позже из окружения были, но они не считаются в потерях.
Оказались, уже после сражения, попавшими в японский плен? Такие были, конечно, но в практически незначимом количестве, и они посчитаны в числе пленных. Опять нет.

Остались до победы партизанить в февральских полях Манчжурии?
Дезертировали и остались жить в качестве местного населения, притворяясь китайцами?
Живьем вознеслись на небо, провалились сквозь землю?
Тоже всё как-то непохоже на правду.

Теоретически возможно дезертирство на родину, но ТВД был фактически отрезан от метрополии, тысячи километров пешком - не вариант, а единственное ж/д сообщение находилось под строгим контролем, так что и версия о десятках тысяч дезертиров, незамеченными вернувшихся после сражения в родные деревни, от правды оказывается далекой.
Вот уже после Мукдена, да, дезертиров было немало - оценивают их количество в 50-60 тыс., ушедших из расположения своих частей уже в ходе отступления, и осевших в окрестностях ж/д Транссиба недалеко от ТВД.
"- Куда идешь, служивый? - спросил я, идя на вокзал, у бородача с винтовкой, на штык которой были насажены два каравая хлеба. Он остановился, но, не сходя с железнодорожного пути, спокойно и рассудительно ответил:
- Домой иду, ваше благородие! В Тамбовскую губернию! Так что полк наш совсем разбили, я вот и решил, что пора кончать." (А.Игнатьев, 50 лет в строю, глава "Мукден", http://militera.lib.ru/memo/russian/ignatyev_aa/17.html)

А правда в том, что под конец Мукденского сражения обстановка в русской армии была уже панической. Это, например, в своих мемуарах очень живо описывал Деникин, которого никто не мог обвинить в недостатке патриотизма или избытке воображения.
"Японцев поблизости еще не было. В эту ночь начальник этапа, панически настроенный, вопреки категорическому распоряжению ген. Павлова, преждевременно поджег склады. Унгентунь горел, поднялась паника, и пехотные цепи, лежавшие впереди поселка, открыли беспорядочный огонь в направлении воображаемого противника."
"Три восточных корпуса, в том числе и Ренненкампфа, были поэтому на время отрезаны от остальной армии. А у Мукдена войска наши очутились «в бутылке», узкое горлышко которой все более и более суживалось к северу от Мукдена. Находясь с конницей у западного края этого «горлышка», я имел печальную возможность наблюдать краешек картины - финального акта мукденской драмы.
Одни части пробивались с боем, сохраняя порядок, другие - расстроенные, дезориентированные - сновали по полю взад и вперед, натыкаясь на огонь японцев. Отдельные люди, то собираясь в группы, то вновь разбегаясь, беспомощно искали выхода из мертвой петли. Наши разъезды служили для многих маяком… А все поле, насколько видно было глазу, усеяно было мчавшимися в разных направлениях повозками обоза, лазаретными фургонами, лошадьми без всадников, брошенными зарядными ящиками и грудами развороченного валявшегося багажа, даже из обоза главнокомандующего… Первый раз за время войны я видел панику.
Одни корпуса отошли благополучно, другие - сильно расстроенными. Но к 17-му марта наступательный порыв японцев выдохся, и кризис миновал. Мы потеряли 2 тысячи офицеров и 87½ тысяч солдат."
Другие очевидцы согласны с Деникиным, или даже более откровенны:
Айрапетов пишет:
«Неудачное сражение под Мукденом закончилось катастрофой именно во время отступления… Возникла давка, контроль над войсками был утерян. Японская артиллерия обстреляла пространство, заполненное людьми, и в результате началась паника. Было потеряно 29 скорострельных орудий, 46 лафетов, 44 передка, 547 зарядных ящиков, 9 передних ходов зарядных ящиков, 279 патронных двуколок, 753 хозяйственных двуколки, 79 походных кухонь, 489 разных повозок».
Участник сражения генерал Пётр Баженов:
«При выходе из Мукдена на Мандаринскую дорогу мы сразу наткнулись на такой хаос и такой вопиющий беспорядок, который далеко превосходил самые мрачные представления мои о беспорядочном отступлении. Со всех улиц Мукдена и вообще со всех сторон повозки, пушки, команды, или, вернее, толпы людей - спешили на Мандаринскую дорогу, и у самого выхода из города образовалась какая-то беспорядочная масса, которая сама себе не давала возможности двигаться. Тут были и понтоны, которые, неизвестно для какой надобности, держались до последнего времени в Мукдене, и санитарные транспорты, и повозки артиллерийских парков, и патронные двуколки, …артиллерийские орудия и толпа будто бы искавших свои части людей…»

Приводимая официальная цифра убитых - это только те убитые, смерть которых в бою зафиксирована установленным образом. А те, чья смерть оказалась неучтенной, чьи трупы оказались брошенными в панике - это и есть пропавшие без вести под Мукденом, и во многих других сражениях РЯВ.

Для сравнения, за всю РЯВ у японцев пропавших без вести насчиталось около 100 человек. Совсем другое отношение к своим солдатам, даже погибшим. У японцев пропавшими без вести становились дозоры, ушедшие в разведку и не вернувшиеся; или разорванные снарядом до состояния, непригодного к опознанию; или упавшие в воду и унесенные течением, и т.п. - но такого легкого списания в ПБВ, как в царской армии, у японцев быть не могло.

1.5. Теперь еще одно соображение: соотношение между категориями потерь.

Обычно можно достаточно точно полагать, что для некоего периода, при свойственном ему уровне развития военного дела (включая военно-полевую медицину), отношение числа раненых к числу убитых (с одной и той же стороны в одном и том же бою) между боями и между сторонами различается мало, и в приближенных расчетах можно исходить из усредненной цифры.

Для сухопутной армии периода РЯВ - ПМВ нормальным считается соотношение 4,0, выведенное по статистике множества сражений (для армии периода ВМВ нормально скорее 3:1, для флота может доходить от 3:1 до 2:1). Значительное отклонение должно иметь весьма вескую причину.
.
По уже рассмотренным цифрам для Мукдена у японской армии это отношение 3,75. Правдоподобно.
Для русской - около 6, если поверить официальной цифре убитых. Явное враньё.
Если приплюсовать к "официально убитым" еще и "пропавших без вести", получатся уже гораздо более нормальное значение 3,25.

Но давайте вспомним, что среди пленных могли быть и раненые, причем в немалом количестве - и разница вовсе пропадает!
С русской стороны на 15814 убитых предполагается до 63256 раненых (59303 при соотношении 3,75 раненых к убитым). В расположение русских войск вернулись 51 438 раненых, т.е. до 12 тыс. раненых оказались в числе 21 тыс. пленных. Похоже на правду? Гораздо больше, чем предположение, будто среди пленных все (или почти все) невредимы!

С японской стороны, на 15892 убитых, раненых-не-пленных 59612 (соотношение 3,750, считая всех попавших в плен японцев целехонькими).
Если ранены или контужены все из 2000 попавших в плен японцев (а просто так им в плен сдаваться было несвойственно), то общее число раненых и контуженых японцев 61612, соотношение меняется до 3,877. Еще могло быть некоторое количество легкораненых, оставшихся в строю и не учтенных. Всё сходится.
Вот почему в истории врать не так легко и просто, как кажется многим, желающим приврать: слишком много взаимосвязей, слишком много факторов. Вранье сразу выбивается из нормальной картины, если ее рассматривать с пониманием.

1.6. Итак: по убитым потери русской и японской армии при Мукдене оказались практически равными, если к официально учтенным убитым прибавить неучтенных, спрятанных под видом "ПБВ";
по раненым незначительно различаются даже в официальных цифрах, а в реальности, - с учетом раненых, попавших в плен, - скорее всего тоже практически равны.
Тем более что большинство раненых возвращаются в строй довольно быстро, до следующего крупного сражения, поэтому такой вид потерь некритичен.
Потери русской армии пленными выше на порядок. Безвозвратные потери русских - выше вдвое с лишним, чем у японцев. И это, повторяю, по официально опубликованным в царской России данным. Только при достаточном их понимании.

1.7. А теперь - важное, о котором обычно «забывают» особенно старательно.
В Мукденском сражении (как и в подавляющем большинстве сражений РЯВ) японцы наступали на подготовленные русские позиции. По тактике того времени, для этого атакующая сторона должна иметь перед сражением численное преимущество в 3-4 раза, и нести потери в 2-3 раза больше.

В реальности, с русской стороны было изначально даже небольшое численное преимущество (280 тыс. против 270 тыс.), а потери убитыми и ранеными практически равны. Что невозможно при равной или близкой боеспособности сторон. Это значит, что боеспособность царской армии была в 2-3 раза меньше, чем японской!
По другим сражениям, как увидим дальше, картина примерно та же.

Притом что, воистину, повторю: "под Мукденом русские насчитали у себя 8,7 тыс. убитыми (и примерно столько же НЕ посчитали, списав в "ПБВ", вовсе не говоря о раненых и пленных), а потери японцев (таковыми считая общие, суммарные!) оказались почти на порядок выше" - теперь мы более адекватно можем воспринимать такую фразу?
А ведь в таком же ключе, на таких же "фактах" обычно строятся все "патридиотЪические" рассуждения о малых потерях русских и огромных потерях японцев.

ликбез, без-ретуши, РКМП, военная история, история, РЯВ

Previous post Next post
Up