подробности, о которых зашла речь в комментариях под постом на совсем другую тему
https://alan-a-skaz.livejournal.com/49062.htmlВ русских описаниях этого боя, как и в знаменитом фееричном рапорте Руднева, очень заметна основная нехитрая мысль: "Мы не виноваты, что так облажались! Мы были
(
Read more... )
В т.ч., из всей немаленькой русской артиллерии в том бою - от 65 до 70 орудий, по разным сведениям, - только 1 (одна!) батарея под командованием капитана Гобято вела огонь с закрытой позиции, и это был эксперимент (!!!), в котором был использован морской угломер, за неимением штатного панорамного прицела.
Остальные орудия стояли открыто, и потому были относительно легко уничтожены или подавлены, несмотря на свою изрядную численность.
Причем, окончательное подавление произошло не в 11 утра, а уже после ухода КЛ "Бобр".
"12 го мая первые выстрелы раздались со стороны японцев, на которые, к сожалению, последовал ответ со всех наших батарей, расположенных на позиции Кинчжоу. Вызвав огонь, японцы сразу прекратили свой, определив окончательно как расположение наших батарей, так и произведя самую точную пристрелку. Такой образ действия нашей артиллерии многие ставят совершенно справедливо в вину генералу Фоку, так опрометчиво поступившему в данном случае."
"12 го мая японская армия открыла сильный артиллерийский огонь из большого числа орудий по нашим незащищенным позициям на перешейке.
Наши орудия были не только не защищены, но все они были на виду, а японские хорошо замаскированы. С началом бомбардировки "Бобру" и миноносцам приказано было перейти в бухту Хендбэ для обстрела японских колонн левого фланга, если бы они пошли в атаку. Огонь японцев скоро срыл все наши позиции и подбил орудия, нанося большие потери войскам."
"По рассказам очевидцев, японцы вскоре развили до того адски губительный огонь, что буквально засыпали снарядами наши батареи и окопы; уже к 11 часам дня на батареях, как говорят, не было живого места, а из стрелков, засыпанных осколками в окопах, одни начали оставлять их и искать спасения за ближайшими естественными укрытиями, другие же, так как и местность сзади заливалась чугунным дождем, молча, верные своему долгу, умирали в этих окопах, совершенно лишенных прикрытия; прислуга при орудиях, также без прикрытия, сменялась ежечасно, становясь на места убитых и раненых и продолжая вести стрельбу беззаветно и энергично."
"бывшие на этом фланге роты 5 го полка (5 я, 6 я и 7 я) не могли удержать позиции, несмотря на поддержку их батареями 4 го Восточно Сибирского артиллерийского дивизиона и в сумерки начали отступление. В центре все орудия к этому времени были уже подбиты, но дольше других все таки держалась Соломоновская батарея . Тогда только генерал Фок осознал, что у нас была не победа, а поражение. Спешно начали с 8 часов вечера очищать позицию и отступать к Волчьим горам. Особенно трудно было передать приказание об отступлении прислуге на батареях, да тут вообще и не было особенного порядка; люди отступали сами, осознав опасность положения."
Reply
С таким мощным планированием сетовать на флот и даже на отдельные тактические просчеты/неумение стрелять с закрытых позиций - плакать по волосам, потеряв голову.
В общем, как это было на закате РКМП - все герои, все молодцы.
Reply
Leave a comment