Click to view
Сегодня наступает один из самых важных в этом году дней для компании SpaceX. Примерно через 8 часов, в 7:40 утра EST, Маск запускает свой первый «Звездолет» с Техасского космодрома в Бока-Чике. Этот гигантский цельно-металлический 50-метровый корабль должен подняться в воздух на тяге своих 3х «Рэпторов, на высоту 12 км, и после этого осуществить belly flip maneuver и, подобно парашютисту, спланировать (контролируемое падение, наверное, более правильно описывает траекторию его возвращения) вниз, перевернувшись обратно двигателями, и затормозив перед самой землей, приземлившись на ноги, сродни его предшественникам SN5, SN6 и "Starhopper". Независимо от того, как обернется это испытаение - зрелище обещает быть незабываемым и невиданным до этого в мировой космонавтике.
Пагубный для всего мира 2020 год оказался наоборот исключительно успешным для «Спэйс-Экс». Первый частный пилотируемый полет на МКС. Новый космический корабль за почти полвека. Новый грузовой многоразовый космический корабль, способный автономно состыковываться со Станцией. Первый экипаж из 4 астронавтов. Рекордное количество запусков «Фэлкон-9» - 26 - раз в 2 недели! Рекорд многоразовости - 7 повторных использований одного и того же ускорителя. Успешное отлавливание и повторное использование композитных головных обтекателей. 100й успешный полет этого ракетоносителя, делающий его самой надежной, доступной и эффективной ракетой (то есть лучшей) в мире на сегодняшний момент. Каждый из этих пунктов является невероятным достижением, действительно «не имеющим и не имевшим до этого аналогов в мире». SpaceX выступает в качестве мотиватора для самого себя - продвигая научно технический прогресс в этой сфере лучше и быстрей, чем тот, в 60х годах прошлого века, подстегнутый соперничеством между двумя супердержавами.
Парадоксально так же и то, что ни одно из чудес этой маленькой компании пока еще не было повторено, ни одной другой страной или частной компанией в мире. Спустя 5 лет после первой в истории успешной посадки, не смотря на полную открытость и трансляцию этих событий в прямом эфире, ни «фарцовщику» Безосу с его миллиардами и почти советской скрытностью своей программы, ни монополистам из ULA - состоящим из «ветеранов» космоса в лице Боинга и Локхид-Мартина, ни НАСА, с ее многомиллиардным бюджетом, но супер-неэффективным менеджментом, ни Китаю, ворующему и копирующими любые технологии, на которые он кладет глаз, ни Европе или России. Никому! Никто еще не смог создать ни ракету сравнимой эффективности и доступности с Ф9, ни двигателей, подобных Спэйс-Эксовскому «Рэптору», ни проверенной и надежной технологии возвращения орбитальных ступеней тяжелого класса.
Но вишенка на торте это то, что все эти невероятные вехи, о которых пока может лишь мечтать любой другой участник современной космической гонки - это уже вчерашний день для самого Маска. Его сегодняшний день - это "Starship" SN8 и его первый полет. И даже если этот титан взорвется вскоре после старта, или развалится в воздухе от перегрузок в процессе своего маневрирования - для Маска это будет лишь незначительным происшествием, так как следующая, улучшенная копия «Звездолета» - SN9 уже полностью собрана и ждет своей очереди. А SN10 и 11 находятся в процессе финальной сборки. "Построить один космический корабль или ракету, пусть даже такую революционную как «Фэлкон-9» или "Starship" - сложно, но вполне достижимо, но создать поточную линию этих аппаратов - в тысячу раз сложней» - сказал Маск на одной из прошедших конференций. Похоже, что за год с небольшим, он смог освоить и этот процесс, сейчас штампуя свои огромные ракеты почти под открытым небом и за рекордные сроки в месте, которое еще в 2018 году выглядело, как болотистая степь без каких либо признаков инфраструктуры. Наблюдая за постройкой СН8, и маленькими людьми-муравьями, сложно уложить в голове, что этот огромный космический корабль - это лишь вторая орбитальная ступень, а полная связка, которая полетит в следующем году будет больше и куда мощней «Сатурна-5» или Н-1.
Хотя сам Маск пообещал СН8 всего 30% шансов вернуться на землю (что не очень удивительно, принимая во внимание всю сложность новой технологии и обычное масковское приуменьшение своих достижений), хочется пожелать и понадеется, что завтра мы увидим не гигантский фейерверк, а очередной выдающийся успех в истории этой замечательной космической компании.