Три чаши одного пути

Jun 13, 2015 14:52



У многих сторонников и противников ассианства возникает такой вопрос: - а есть ли в ассианстве путь? В христианстве и мусульманстве выполняя определенные обряды, предписания и запреты можно спасти душу. В буддизме можно достичь освобождения от цепи рождений и смертей. А чего можно достичь в ассианстве и главное каким путем?
В предыдущих записях мы в основном рассматривали теоретические основы, формирующие базовое мировоззрение. Усвоение этих основ позволяет отвечать человеку на встающие перед ним вопросы с четкой позиции. Далее мы все более будем говорить о практической стороне ассианства. Но для начала коротко повторим мировоззренческие основы.
1. Основа всего, все создающий и все поддерживающий Единый и Великий Бог Хуыцау - Благое Сияние. Он для человека не познаваемый, но доступный через молитву - кувд.
2. Из Его замысла рождается духовное начало вселенной, вселенский дух Уастырджи, а так же материальное начало вселенной Дзерасса. Эти двое порождают третьего - Мондаг(желание). В результате их взаимодействия проявляется все многообразие материальной формы вселенной. Проявлением необратимости замысла Хуыцау является прямое время - растаг. В виде формулы этот процесс известен многим древним религиям и представляется в следующем виде: - Непознаваемое проявляет Одного, Один двойственность, Двое Триаду, Триада все многообразие материальной вселенной.
3. Дух и материя являются равнозначными, взаимодополняющими началами мира. Это знание в социальной форме проявилось как изначальное разделение социума на Нартдана и Сиртдана. Сохранилось это знание в приготовлении к Кувду. Мужчины готовят кусарт, а женщины пироги.
4. Материальная форма вселенной разворачивается в течении пяти заманов. В течении каждого из заманов последовательно формируются различные формы структурной организации материи; - элементарная, кристаллическая, эмоциональная, ментальная и социальная.
5. Когда материальная форма вселенной сформирована по просьбе бардуага огня Хуыцау создает первонарта, которого бардуаг огня нарекает именем Сауасса. Супругой Сауассы становится дочь Донбетра. С этого времени материальная форма вселенной, как и любая материальная форма начинает разрушатся, а человек в течении следующих пяти заманов познает материальную форму вселенной и достигает самосознания Уастырджи. В сумме эти десять заманов составляют Иратаман - время жизни вселенной, в течении которого происходит круговорот знания и энергии. Заман состоит из четырех дуг, а каждый дуг из пяти афонов.
6. Все духовные сущности Зэды, Дуаги, Зуары, Уаиги, Далимоны и Гумиры являются проявлениями духовного начала вселенной и управляют различными сферами и энергиями вселенной. Высшие духи Зэды, Дуаги и Зуары несут в мир Фарн - Благо Единого и Великого Бога, а сам Великий Дух Уастырджи является Его Вестником - Хуыцау Уасхасаг. Человек потребляющий блага в определенные праздничные дни славит несущих фарн и весть духовных сущностей, воздавая им Баркад - право и славу. Фарн и Баркад взаимосвязаны следующим образом; - все то благое, что мы делаем для других это наш фарн, а все то благое, что делают для нас другие это наш баркад. Единый и Великий Бог заботится обо всем живом и это Хуыцау Фарн, все живое славит Его и это Хуыцау Баркад.
7. Ветвление рода Сауассы происходит по семени нрава - мыг\уаг(мыгкаг). Его духовные частицы воплощаясь в материальной форме, в цепи рождений и смертей идут путем развития нрава, знания и самосознания.
8. Социальные формы являются материализацией общечеловеческого сознания, которое развивается через отрицания гармоничного единства духовного и материального начал. Таких отрицаний три; - политеизм, монотеизм и атеизм. В каждом из четырех дугов истекающего Замана в общечеловеческом сознании доминирует одна из четырех концепций; - универсальный монизм, политеизм, монотеизм или атеизм.
9. Универсальной функцией человека является сохранение Древа Жизни. Древо жизни нарты забрали у низшего разума и c того времени бремя его охраны лежит на нартах.
Подробно обо всем сказанном можно почитать в публикациях, которые есть на этой странице. Теперь же вернемся к описанию пути.
В нартских сказаниях упоминается чудесная чаша нартов. Имеется три варианта ее именования; - Нартамонга, Асамонга и Уасамонга. Большинство исследователей, которые занимались изучением образа Чаши Амонга в нартских сказаниях, считают что это одна и та же чаша в различных вариантах сказаний называется по разному. Возможно это и так. Но почему сказители по разному называли эту чашу, ведь Нарт, Ас и Уас это совершенно различные понятия. Для того что бы разобраться в этом для начала попробуем ответить на вопрос; - что означают различные наименования чаши? Вторая часть в наименовании чаши общая для всех трех вариантов Амонга. Амонга производно от глагола амонын - указывать. Само слово амонын содержит корень АМОН, где а - этот, и мон - разум, что означает этот разум, или это разумно. Трудно не согласится с тем, что вторая часть именования чаши, говорит о том, что чаша указывает. А для того что бы понять на кого или на что она указывает надо понять, что означают первые части именования чаши. Начнем со слова НАРТ. Абанев пишет, что нарт производно от тюркского Нар - солнце и обозначает род происходящий от солнца. Другие говорят что Нарт это мужчина. Но не будем сейчас выяснять что в итоге верно. Возможно понятие нарт многогранно и означает мужей из рода солнца. Важно, что Нартамонга указывает на принадлежность к этому роду, на принадлежность к нартам. Значит человек, который смог поднять чашу Нартамонга является принадлежащим к роду нартов. О другом слове Ас, которое мы видим в наименовании чаши Асамонга Абаев пишет, что Ас это усеченное Уас. Однако А.Чочиев в своей работе «Нарты - Арии и арийская идеология» пишет, что Ас это витязь «...То есть индивидуальность образа Batr-As выражена сочетанием трех компонентов титула: ba-tyr-as, но «новизна» выражена как раз частью tyr - «юные, отроки, молодежь» и as - «воины-герои»:..» стр. 51
А значит второе именование чаши Асамонга указывает воинов-героев, или профессиональных воинов, достигших высот в воинском деле. Значение третьего слова Уас в именовании чаши, Абаев определяет как божество, божественный, святой стр.28 том 4 ИЭСОЯ. И это означает, что в третьем варианте именования чаши Уасамонга, чаша указывала божество, божественного или святого. Теперь когда мы разобрались со значением различных наименований чудесной чаши нартов, отчетливо видно, что все три чаши указывают на путь от нарта до святого, через профессионализм. Нартамонга - Асамонга - Уасамонга. Батрас после своей смерти стал Уастырджи. И это означает, что Батрас смог поднять все три чаши, и что его жизненный путь поможет нам разобраться в значении этих трех ступеней. Нарт-Ас-Уас, но это только вторая часть пути. На самом деле путь человека начинается с младенчества и он был обозначен в осетинской традиции. Поэтому прежде рассмотрим весь путь, а по ходу рассмотрения определим его основные части.
Как мы уже ранее отмечали, человеческая жизнь условно делится на двенадцать месяцев по семь лет. Первые три года жизни имеют самостоятельное значение. В первой трехлетке выделим два основных события. Первое - кахс это кувд который проходит во второй половине июня и первой половине июля. Это время так и называется кахс хасан. Кувд устраивают в честь мальчиков рожденных в течении года от одного кахс хасана до другого. Как объяснили старшие, не будет ошибкой если этот кувд совершать и в честь девочек, не смотря на то что основные обряды по рождению различны. В системе пути, который мы рассматриваем это событие именуется ном хъом. Во время этого кувда и дают имя и определяется ном эвараг. До этого у ребенка материнское имя - мады ном.
Второе - обряд цауагкаг который справляется в трехлетнем возрасте. В системе пути этот обряд обозначается как цаун хъом. С этого времени ребенок может в сопровождении взрослых посещать различные обряды и наблюдать за поведением взрослых во время проведения обрядов. Так на подсознательном уровне у него закрепляются знания ритуалов и обрядов. Однако надо помнить, что такого ребенка нельзя допускать до действий могущих травмировать его психику.
Далее ступени пути будем определять по семилетним периодам. Первая такая ступень это семь лет. В системе пути этот этап обозначается как сума хъом - способный к мелким поручениям. С этого возраста маленький человек перестает быть наблюдателем и становиться исполнителем, выполняя различные, посильные для него поручения старших.
Следующая ступень возраст четырнадцати лет. В системе пути этот возраст именуется файау хъом или хос зау. С этого возраста юноше поручают уже более серьезные занятия такие как покос сена, выпас мелкого скота, освежевание жертвоприношения и прочее.
Что общего во всех этих ступенях? Общее в них то, что все они являются ступенями возрастания возможностей и способностей - хъом. Поэтому эта часть пути именуется Хъомыл. Важно знать, что на этом участке пути человек является гумиром, т.е. он не способен контролировать самостоятельно потребности развивающихся тел. И тела его нуждаются в развитии и опеке старших в процессе этого развития. Старшие в том числе родители соседи и в особенности ном эвараг обязаны контролировать развитие качеств, без которых не возможно стать Уасданом, вместилищем Уас - Божественной Вести. Какие это качества? Их в развернутом виде в своей книге «Уаздандзинады гураентае» описал Хаеуытаты Коста. (В сети есть эта книга и я рекомендую ее прочитать всем кто стал на путь Уасдана, на путь вмещения Божественной Вести.) Здесь мы просто процитируем их списком; - рæстдзинад - прямота,честность и правдивость, æцæгдзинад - истинность, искренность и справедливость, хиуылхæцынад - самоконтроль,контроль мыслей, эмоций, потребностей и желаний, зæрдæхæлардзинад - добросердечие, сæр сæрмæ хæссын - равенство и взаимоуважение, райгуырæн бæстæ æмæ иубæстон адæмыл æнувыд уæвын - преданность и забота по отношению к Родине и народу. Все перечисленные качества на этапе Хъомыл развиваются при непосредственном контроле со стороны старших. И только начиная со следующей ступени, переход на которую происходит в возрасте 18-21 годов, юноша самостоятельно практикует выше перечисленные качества. На этой ступени часть пути, которая называлась Хъомыл заканчивается и начинается вторая часть пути. Собственно путь Трех Чаш. Первая ступень на этом пути называется Нарт и соответствует испитию чаши Нартамонга. Инициализации этих ступеней, кроме ступени ном хъом проводятся на общем для населенного пункта кувандоне Хъау Зуар. В ней принимают участие все молодые люди населенного пункта, достигшие соответствующего возраста. Таким образом инициализация превращается в общий праздник. Достигшие возрастной ступени Нарт, проходят инициализацию о которой можно узнать из кадага о состязании Батраса с гумирами Уангхор и Армхор. Имена гумиров говорят сами за себя Уангхор - поедающий части туши и Армхор - поедающий ладонями. Они символизируют человеческие пороки, в частности обжорство и чревоугодие. Нарты первые два дня состязаний с Уангхором и Армхором проигрывали, а третий день на состязание вышел юный Батрас и одержал сокрушительную победу над гумирами во всех видах состязаний. Инициализация этого уровня очень важна, так как прошедший инициализацию становиться полноправным нартом и в дальнейшем уже самостоятельно борется со своими пороками и страстями, а также практикует качества свойственные Уасдану. Это - рæстдзинад, æцæгдзинад, хиуылхæцынад, зæрдæхæлардзинад, сæр сæрмæ хæссын, райгуырæн бæстæ æмæ иубæстон адæмыл æнувыд уæвын. Однако не стоит делать упор на борьбу с гумирами и уаигами(пороками и страстями). Акцентировать надо на развитии качеств. Почему я не написал, что не надо быть лгуном, а написал, что надо быть честным и искренним? Или почему не написал не надо быть злым, а написал, что надо быть добросердечны? Потому что духовный путь не проходят отрицанием качеств и все кто призывает человека идти путем отрицаний, вспомните всем известные НЕ...., направляют человека на ложный путь. Например, человек решил контролировать мысли, что бы не допустить дурных мыслей. Что он получит? Дурные мысли начнут рядиться в красивые одежды, в которых он не сможет их более распознавать и рано или поздно станет их жертвой. Если же он начнет практиковать благие мысли, то со временем для дурных не останется место в его мышлении и они перестанут его посещать. Приведу еще один пример; - если человек на своем земельном участке борется с сорняками, то это не означает того, что на его участке появятся культурные растения. С другой стороны если человек на своем участке выращивает культурные растения, то это означает, что он борется с сорняками, иначе культурных растений не вырастить. Не стоит так же обольщаться тем, что выучив этот список и провозгласив следование ему вы тот час же станете Уасданом. Даже через месяц или год жесткой и последовательной практики этого может и не произойти. Однако постоянная и последовательная практика несомненно даст свои плоды. По мере того как эти качества будут становиться неотъемлемыми свойствами вашей личности, вам будут открываться новые знания и новые возможности в вашей непосредственной деятельности. Чем бы не занимался осетин боевыми или художественными искусствами, наукой, предпринимательством, ремеслом он в процессе деятельности и общения развивает свои качества. Отшельничество не путь осетина, потому что качества духа развиваются только в процессе практики этих качеств в деятельности и общении. Испивший чашу Нартамонга переходит в разряд ускурта. И становиться потенциально способным к созданию семьи. Созданию семьи наши предки придавали огромное значение и этому необходимо посвятить отдельную запись. Здесь лишь укажем о необходимости возврата к тем обрядам по созданию семьи, что проводили наши предки. Это ведь не только свадьба, это и сватовство и ирэд. Об этом расскажем в следующей записи, а сейчас предположим как именно проходила инициализация Нартамонга. В отличии от инициализаций Хъомыл, обрядовые действия которых сохранились в памяти народа, о инициализации чаши Нартамонга мало что известно. Поэтому позволю себе предложить такой сценарий: - Первые два дня полного голодания, а на третий день состязания не прерывая голодания. Состязания в силе, ловкости, уме и находчивости, в танцах и песнях. Весь этот праздник завершается общим кувдом.
Следующая чаша Асамонга, возрастная инициализация 28-31 летних.
В начале реконструкции этой инициализации рассмотрим кадаг нарты зилга дур.
На этот камень ставили Чудесную Чашу нартов. Нарты рассказывали свои истории и если кто то лгал, то камень прокатывался по его ногам, а если говорил правду, то чаша сама поднималась к устам говорящего. Батраз рассказал три истории. В первой он поведал о том как батраз победил Хоралдара. Что означает в НК победа над Зэдом? Она означает, что человек обрел знания позволяющие ему в определенной степени контролировать ту сферу, которой управляет побежденный зэд. В данном случае победа Батраза была физической и это говорит о том, что Батраз обрел силу способную физически побеждать зэдов и дуагов. После его рассказа Чаша поднялась к устам Урузмага. Урузмаг пожелал Батразу, что бы силе его не было равных. «Уырызмæг загъта Батырадзæн: - Дæ тыхæн æмбал ма уæд!»
Вторая история, которую рассказал Батраз была о том как он подстрелил оленя вместе с Чысыл Чехом. Батраз, обладавший слой способной сокрушить зэда или дуага, не стал отбирать добычу себе, но добился справедливого разрешения конфликтной ситуации. В данной ситуации Батраз на деле продемонстрировал те качества, о развитии которых мы говорили выше. Он стал Уасданом и это подтвердила чаша поднявшись к устам Хамыца. Хамыч пожелал Батразу: - «Хæмыц арфæ ракодта: - Уæздандзинад бакодтай, æмæ йын æмбал ма уæд дæ уæздандзинадæн.» Ты совершил поступок Уасдана, да не будет равных твоему Уасданству.
Третья история Батраза была о том, что Батраз уснул таким сном, что даже Уастырджи не мог его разбудить. Уастырджи решил, что Батраз мертв. Закрыл его от солнца, а сам поехал к нартам, что бы сообщить им о том, что с черного моря на нартов идет войско. Конь Батраза схватил его за шиворот и бросил на скалу. Скала разбилась, а Батраз проснулся и догнал Уастырджи. Узнав куда собирается Уастырджи, Батраз сказал Ему, что бы он не беспокоил нартом. А с войском он сам разберется, пусть только Уастырджи смотрит за ним. Войско Батраз разбил. И Чудесная Чаша поднялась к устам Сослана. Сослан пожелал Батразу: - « - Дæ ныфсæн басæттæн ма уæд, Нартæм фæдисон фæу, æмæ дын тыхгæнæг тых макуы ракæнæд.» Эта история так же о воинском подвиге Батраза. Чудесная Чаша в кадаге названа Уасамонга, но она на самом деле указует на то, что Батраз стал Уасданом, а так же достиг вершины в воинском деле. Поэтому правильно было бы называть Чашу Асамонга, указующая Уасдана, достигшего профессионализма. Ставшего Асом в избранном деле. Инициализация Асамонга производится в среде профессионалов, и по тем правилам, которые будут установлены профессиональным сообществом. Об этом говорит то, что в кадаге все три раза Чаша поднималась к устам принадлежащих роду Ахсартагата Урузмагу, Хамыцу и Сослану. Ахсартагата это род воинов имеет тот же корень, что Кшатрии. А так же и то, что все три истории подтверждает сам Уастырджи, Великий Дух, покровитель воинов.
Став Уасданом и воином Асом Батраз большую часть своего времени проводит на небесах. А в минуту опасности приходит на помощь нартам разбивая их врагов. Так Батраз наполняет третью чашу Уасамонга и после земной своей жизни становится Уастырджи. Чаша Уасамонга наполняется в течении всей жизни поступками приносящим благо обществу. Неукоснительным исполнением осетинского Ахдау. Само понятие Ахдау говорит нам об этом. Если его прочитать в обратном порядке, то получится У Дуаг. И это означает, что исполняя Ахдау можно добиться статуса Дуаг или Зэд. Кроме Батраза этого статуса добился и нарт Фарнаг. Его имя осталось после его смерти как Фарн, благо для людей. Поэтому чашу Уасамонга можно называть Чашей Фарнага. Пока человек растет и развивается он пользуется Фарном общества для своего роста и развития, а достигнув ступени Асс, осилив чашу Асамонга, сам начинает умножать Фарн общества, наполняя чашу Уасамонга.
Вот это и есть путь ассианина, путь Уасдана от рождения и до другого его рождения, в другом статусе. Весь путь в одном слове можно выразить как Зуар. Зау - идти, восходить и Ар - рождение, что означает восхождение рождением.

Ассианство

Previous post
Up