Зэд Дуаг Зуар

Jan 25, 2014 10:03





В записи манифестационизм или креационизм, мы рассматривали миф о сотворении мира изложенный в нартских сказаниях. Там же мы рассмотрели кто такие зэды, дуаги зуары. Понимание того кто они на самом деле в настоящее время актуально. Многие осетины, в не зависимости от их вероисповедания не делают различия между зэдом, дуагом или зуаром. Используют эти понятия как синонимы. Так же как например амбал, амгар и ардхорд все понимаются как друг, что в корне неверно. Поэтому давайте рассмотрим подробно понятия зэд, зуар и дуаг.

Дуаг - В Историко этимологическом словаре осетинского языка В.И. Абаев пишет, что dawaeg возможно восходит к иранскому vi-tava-ka от tava-сила. И от этого же корня осетинское tyx-сила. В дохристианский период общее наименование небесных сил, в христианскую эпоху было перенесено на христианских святых.(И_Э_С_О_Я том 1 стр. 348,349)

Значит дуаг это сила, причем сила небесная. И не просто сила а сила нрава или нравственная сила. Ду\Аг - Тау\Уаг - где Уаг нрав. Соответственно БарДуаг это сила нрава обладающая правом. Нарв или нравственность это одно из основных качеств духа. А значит бардуаг это дух обладающий правом силы. Каким правом и какой силой обладает бардуаг? Например Зынджыбардуаг, бардуаг огня понятно, что он обладает правом пользования силой стихии именуемой огнем. Так же и другие бардуаги обладают правом пользования различными материальными силами. По сути Бардуаги являются духами управителями материальных и нематериальных сил.

Зуар - В.И. Абаев в своем словаре приводит для этого слова три значения; 1 - крест; 2 - святой, божество, святилище; 3 - оспа. Производит он слово зуар от грузинского звари, что означает крест. Однако там же указывает, что грузинское звари по видимому не является коренным картвельским словом. Оно сближается с грузинским зовараки - жертвоприношение и вместе с ним может восходить к иранскому зохр, др. иранское заура - жертвоприношение. (И_Э_С_О_Я том 1 стр. 401, 402)

Странно однако, что это слово сделало такой круг. Причем это слово несет религиозный смысл. Учитывая религиозность осетин, и то что они сохранили свою религию не смотря на агрессивное миссионерство мировых религий мы будем исходить из того, что зуар это исконно осетинское слово.Слово Зуар состоит из двух слогов Зу и Ар. Первый зу\су\дзау, что означает идти, восходить. Второй слог Ар означает рождение. Значит зуар это восхождение рождением или взошедший рождением. Первые три возрастные инициализации номхъом(способен носить имя), саунхъом(способен ходить), зурынхъом(способен говорить) проводятся в семье. А остальные такие как сумахъом(способен выполнять мелкие поручения) или фияухъом(способен пасти скот) всегда проводились в местах моления, возможно именно по этому места моления и называются зуар, иначе место восхождения рождением, место рождения в новой ступени дееспособности. При этом считалось, что ребенок рождался в новом качестве. Места моления с древнейших времен обозначались различного вида крестами. Кресты входили в орнамент сооружений на местах моления. Возможно поэтому и крест так же называется зуар. По осетинским поверьям каждая местность имеет своего духа покровителя - бынаты хисау. Такие духи покровители есть и у местностей на которых расположены места моления зуары. Возможно отсюда и именования духов местности как зуаров.

Исходя из выше изложенного определим для слова зуар следующие значения. 1 - это человек прошедший все ступени восхождения рождением и после земной жизни обретший статус Зуар. 2 - это место моления. 3 - это крест. 4 - это дух местности. 5 - Это оспа.

Зэд - В.И. Абаев в своем словаре пишет, что в дохристианский период словом Зэд обозначали божество, а в христианской традиции осетин в переводах церковных книг это слово передает греческое ангел. Восходит к иранскому yazata - божество, от yaz - приносить жертву, yzata - кому приносят жертву.(И_Э_С_О_Я том 4 стр. 290,291)

В статье фарн и баркад, на примере кувда Фарнага мы видели, что зэды дают людям различные материальные блага. А значит Зэды это духи управители различных сфер деятельности. А то почему в честь зэдов устраивают праздники и приносят им жертвы мы узнаем рассмотрев кадаг о дарах небожителей нарту Сослану.

Кувд созвал Сафа покровитель домашнего очага. На кувде присудствовали Уастырджи - покровитель мужчин, Уацилла - громовержец, Афсати - покровитель дикого скота, Фалвара - покровитель домашнего скота, Курдалагон - небесный кузнец, покровитель мастеров, Галагон бардуаг ветра, Донбетр - бардуаг воды. Прислуживал им нарт Сослан. Не будем дословно переводить весь кадаг, а обратим внимание на некоторые части. Во первых за здравие Сослана сказал гаджидау Уастырджи, в этом проявилась его функция - Хуыцау Уац Хассаг. Во вторых Присутствовавшие на кувде обещали людям в лице нарта Сослана различные материальные блага. В частности Авсати пообещал долю от дикого скота, Фалвара дал домашний скот, Уацилла дал семена зерновых, Курдалагон дал плуг, Галагон обещал ветер чтобы отделять шелуху от зерен, Донбетыр разрешил строить мельницы на реках и обещал, что его дочери будут без устали крутить их. В различных вариантах кадага зэдов может быть и больше, но суть в том, что здесь проявляется функция зэдов и дуагов как Хуыцау фарн хассаг. В третьих Авсати, который первым дал свой дар просил, что бы всякий кто идет на охоту тремя пирогами его имя вспоминал. А когда с добычей будет возвращаться, что бы правую лопатку отдавал первому встреченному. Сам нарт Сослан обещал зэдам и дуагам что люди будут возвращать часть материальных благ, дарованных зэдами. В частности он обещал Курдалагону, что в его честь будут варить пиво и вспоминать этим пивом имя его. А Галагону он обещал зерно. Опять же в различных вариантах кадага могут быть различные обещания. Но смысл в том, что мясо, пиво, и пироги(зерно) это необходимые составляющие кувда. Сам же кувд Сафы, во время которого небожители одарили людей имеет формат договора. Зэды и дуаги несут людям Фан Хуыцауа, люди славят их имена, устраивают в их честь кувды и приносят им жертвы.

Далее рассмотрим функции некоторых зэдов и дуагов.

Уастырджи - Его права распространяются на мужчин, на воинов, на войну и на победу, на путников и на дорогу. К его имени добавляют эпитеты золотой, златокрылый ,дающий победу, дающий волю, прямой зэд, Иры зэд, за порог провожающий, глава дороги. Называю его так же Спасителем Хетага. При этом необходимо помнить, что сам хетаг просто человек. Сегодня уже многие праздник в честь Спасителя Хетага именуют праздником святого Хетага, это глубокое заблуждение. В ассианстве не было и нет святых, а есть зэды и дуаги. Называют Его еще и по именам местностей где в которых расположены зуары например «Дзывгъисы Уастырджи», Дгургомы Устырджи, Къобы Уастырджи, Хурхоры Уастырджи и другие. Женщины Его имени не произносят. Вместо имени говорят Лагты Зуар, касары зэд , фандагы зэд и т.д.. А когда в их присутствии упоминается его имя они встают и говорят Слава Ему. Особо необходимо подчеркнуть, что Уастырджи это не святой Георгий. Уастарджи не человек, а зэд. А святой Георгий - человек.

Мадызэд, Мады Майрэм. Ее права распространяются на женщин, детей, любовь, создание семьи и рождение детей, телосложение и вид, беременность. Ее эпитеты - чистая, святая, нежная, и.т.д, Хуыцау зуар. Ее зуары были во всех ущельях и селениях. Мужчины не ходили к ним, только маленькие дети мужского пола. Опять же особо необходимо подчеркнуть, что именование Мады Майрэм не имеет отношение к христианской деве Марии. С. Джанаев в своей книге «Три слезы Бога» убедительно это доказал. Мы же не будем здесь этого делать. Кому интересно могут почитать там.

Уацилла, Хоралдар. Его права распространяются на громы и молнии, осадки, на урожай зерновых. Называют его Хорэлдар, Хорыуацилла, Цоппая Зэд, Тбауы Уацилла, Добросердечный Уацилла, Старший среди небожителей ....

Фосы Фалвара. Его права распространяются на домашний скот. Его эпитеты - Щедрый, Спокойный, Тихий, Небесный Пастух. Есть у него помощник, его сын Будзуна.

Мыкалгабыртэ. Их семь раз по семь, т.е 49. Их право распространяется на различные виды еды и напитков, не только земных жителей, но и жителей страны мертвых.

Тутыр. Его права распространяются на волков. Его эпитет - Добросердечный. Называют его еще и Смотритель Волков.

Авсати. Его права распространяются на охоту, охотников и дикий скот. Его эпитеты - Небесный, Наш Славный Старший, На Высоте Сидящий, Добросердечный, Щедрый. Есть у него младший брат Хуыджер - повелитель медведей и диких кабанов.

Курдалагон. Его права распространяются на различные ремесла, в частности на кузнечное дело. На мастерство и достижение мастерства. Его называют Небесный Кузнец.

Сафа. Его права распространяются на очаг и на очажную цепь. На семью, на взаимопонимание в семье, на единение семьи. Называют его зэдом клятвы и дающим душевное спокойствие. Очажная цепь так же именуется Сафа и является святым для семьи и рода символом.

Галагон. Его права распространяются на ветры.

Донбеттыр. Его права распространяются на воды, реки, моря, озера итд., на морских путников и морские дороги, на дары моря. У него есть дочери. Он Дед для всего живого. Называют Его еще Алдар морей и Кафтысар.

Барастыр. Его права распространяются на умерших людей. Называют его правителем страны мертвых. Он верховный судья страны мертвых и определяет для умерших места, согласно их земным деяниям. У него есть помощник Аминон, хранитель дверей в страну мертвых.

Аларды. Его права распространяются на болезни и исцеление. Его эпитеты - Золотой, Красный.

Мы коротко рассмотрели функции лишь некоторых зэдов и дуагов. Для различных племен и родов группы основных, более почитаемых зэдов и дуагов будут различными, в зависимости от преимущественных видов хозяйственной деятельности. Что отразилось в фольклоре различных народов Асии(Евразии) и что свидетельствует о широком распространении ассианства на этих территориях, до прихода мировых религий.
Previous post Next post
Up