Раз уж зашла речь, напишем о сбитом Боинге. Прошло уже 4 года, самое время сделать какие-то заключения. В довольно объёмном тексте ниже приведено очень мало конкретной или новой информации, но в своё время я потратил не одну неделю, читая всевозможные данные о сбитом самолёте, и в целом неплохо представляю себе исходный набор фактов. Этот пост является некоторым итогом этих недель. Мне кажется, что у этого набора есть единственное объяснение, не опирающееся на фантастические допущения и внезапное помутнение рассудка ключевых участников.
Исследование обломков самолёта показало, что Боинг был сбит ракетой, запущенной с советской установки Бук-М1. Мы считаем, что этот Бук принадлежал либо ВСУ, либо армии РФ/ЛДНР. Остальные варианты идут под рубрикой "фантастические допущения": американская подводная лодка, возможно, могла подплыть в берегу Азовского моря и высадить Бук, который сбил Боинг и уплыл на ней обратно, но это маловероятно. Это исходные аксиомы. Дальнейшие варианты разбиваются на группы А, Б и В, указанные ниже. Армия ЛДНР, возможно, захватила неисправный Бук-М1 у ВСУ, но никаких данных о его успешной починке нет. Если он и был починен и введён в строй, то с активным участием РФ, поэтому тоже будем считать его российским.
Вариант А. В ЛДНР не было российского Бука, Боинг был сбит украинским Буком.
Это официальная позиция властей РФ на сегодняшний день. Увы, от неё ощутимо веет шизофренией. Основная проблема связана с мотивом. В отличие от АК или танка, Бук-М1 - установка, способная сбить не только гражданский лайнер, но и самолёт с Порошенко или с Обамой, который собрался к нему в гости. Я не имел удовольствия стрелять из неё, но уверен, что там предусмотрены некоторые механизмы, защищающие от случайного пуска ракеты. Вариант "бросил фуражку на пульт - произошёл выстрел" невозможен, и этой проблеме было посвящено немало усилий конструкторов. По тем же причинам в Буках сидят опытные экипажи, хорошо понимающие последствия случайных или самовольных пусков ракет. У ЛДНР авиации нет, российские самолёты там не летали. Ergo, если Боинг был сбит, то он был сбит преднамеренно, а экипаж получил приказ от командования.
Единственный возможный мотив: желание подставить Россию и после теракта убедить мировое сообщество, что в ЛДНР был ещё один Бук. Попытка оценить вероятность успеха этого начинания ощутимо выталкивает нас в область "фантастических предположений". Для обвинения нужны хоть какие-то улики. Их можно пытаться искусственно изготовить, но всегда есть опасность разоблачения. Ракеты Бука летят недалеко, после падения самолёта вычисляется круг радиусом около 30 км, внутри которого должна находиться пусковая установка. Если в этом круге кто-то заметит Бук ВСУ, и никто не обнаружит никаких других Буков, Украину обвинят в преднамеренном уничтожении пассажирского самолёта. Ergo, это акция с сомнительными шансами на успех и огромными рисками в случае вполне вероятного провала. Бук могут обнаружить и на земле, и с воздуха, и из космоса, засечь и саму установку, и момент выстрела, и полёт ракеты на локаторе РЛС.
Вариант А необходимо отбросить. Зачем власти настаивают на нём? В целом, из-за скверной привычки к вранью. Некоторым оправданием является то, что речь идёт о военных объектах, а в армии есть традиция скрывать важную информацию и дезинформировать противника (т.е. ложь является частью профессиональных обязанностей). Признаваться в поставке Бука в июле 2014 года было нежелательно, так как Россия тогда вообще отрицала поставки в ЛДНР. Признаваться в этом сейчас означает признаваться и в прошлой лжи, и существенно ухудшать позиции защиты.
На самом деле, в предыдущем рассуждении есть один пробел, связанный с российской авиацией. 14 июля, за 3 дня до Боинга, ополченцы ЛНР сбили Ан-26, крупный транспортный самолёт, который вёз военные грузы окружённым частям ВСУ. По-видимому, его сбили из ПЗРК в момент снижения, так как с высоты в несколько километров точный сброс груза невозможен. Тем не менее в украинских источниках утверждалось, что его мог сбить и российский самолет.
Вариант А2. Украинский Бук принял Боинг за российский военный самолёт и сбил его по ошибке.
Если мы предполагаем, что ВСУ охотилось за российскими самолётами, то такой вариант в принципе возможен. Заметим, что такое решение явно противоречит тактике сторон в тот период. Все стороны старались не обострять отношения сверх меры и избегать эскалации конфликта. Россия оказывала ограниченную поддержку ЛДНР, ВСУ старались задавить ополченцев постепенным вытеснением с занятых территорий, делая вид, что это АТО, а не общевойсковая операция. Прямая атака на российский самолёт означала бы резкое обострение отношений. За ней могла последовать бомбардировка украинской территории со стороны России, уничтожение ПВО и т.д. За 4 года мы не видели ни одной серьёзной попытки атаковать российскую территорию.
Ещё более важно, что этот вариант противоречит картам того периода. Круг радиусом 30 км не включал в себя территории, надёжно контролируемые ВСУ. Из-за недостатка сил стороны не могли образовать сплошную линию фронта, борьба велась с помощью опорных пунктов и гарнизонов в городах. Часть территории прямо не контролировалась ни одной из сторон, и была условно "нейтральной", но размещать там стационарную позицию ПВО было бы провальной идеей. Она в любой момент могла быть атакована и захвачена. Украинские Буки могли стоять только под надёжной защитой ВСУ, вне зоны прямого обстрела, и до Боинга не доставали. Этот вариант тоже никуда не годится.
Вариант Б. Боинг был сбит российским Буком, находящимся в ЛДНР.
В пользу этого варианта говорят многочисленные фотографии Бука, сделанные на территории ЛДНР, записи разговоров лидеров ополчения и показания свидетелей. Можно предположить, что армия ЛДНР решила повторить успех с Ан-26 и спутала Боинг с военным самолётом.
Но тут мы сталкиваемся с примерно той же неразрешимой проблемой, что и в варианте А. Бук не мог быть ввезён в ЛДНР так же, как пара танков. Из танка в худшем случае можно уничтожить жилой дом или пассажирский автобус. Из Бука можно уничтожить самолёт с Путиным. Приказ о поставке Бука в ЛДНР с разрешением пострелять по понравившимся целям означает помрачение рассудка командования российской ПВО. Такие установки не хранятся на заброшенных складах, а тщательно контролируются. Их обладатель получает огромные возможности в плане переустройства мира.
При этом в поставке Бука не было никакой серьёзной военной необходимости. Ковровыми бомбардировками ВСУ не занималось. Против штурмовиков у ополченцев было достаточно много ПЗРК, те же ПЗРК успешно сбивали и транспортные самолёты в момент посадки или снижения. В целом активность транспортной авиации ВСУ была невысокой, и ей можно было просто пренебречь. Первый же успешный выстрел позволил бы обвинить Россию в поставке Буков (в руки "террористов") и начать новый виток дипломатических скандалов. В июле 2014 Россия ещё пыталась сохранить хорошие отношения с Западом.
Вариант Б необходимо отбросить, если мы не хотим допустить внезапный приступ слабоумия у российского командования. В других вопросах в то время оно демонстрировало что угодно, только не слабоумие.
Вариант В. Боинг был сбит украинским Буком в тот момент, когда в ЛДНР находился российский.
Этот единственный оставшийся вариант позволяет ответить на все вопросы, которые возникали выше. Естественный мотив поставки одной малоэффективной установки без радара - моральная поддержка армии ЛДНР и психологическое давление на ВСУ, демонстрация того, что в случае массированной атаки на ЛДНР она сможет дать полноценный ответ. Это хорошо объясняет тот факт, что Бук не прятали, а открыто возили из города в город, обсуждая это по телефонам. Конечно, всё это означает, что экипаж Бука имел однозначное указание не открывать огонь ни при каких обстоятельствах, за исключением приказов уровня министра обороны. В случае международных обвинений можно было делать вид, что по ЛДНР ездит неисправный Бук, захваченный у ВСУ.
Одновременно поставка Бука в ЛДНР создала для ВСУ не только мотив обвинить Россию в гибели Боинга, но и неплохие шансы на успех операции. Конечно, тут имеет смысл говорить не про ВСУ в целом, а про небольшую группу офицеров ПВО и их зарубежных кураторов. Даже если после гибели Боинга в круге радиусом 30 км будут обнаружены два Бука, вопрос о том, кто из них сбил самолёт, сведётся к вопросу, кто лучше умеет вести информационные войны. Тут России похвастаться нечем. При этом у преступника есть шанс быстро скрыться, у невиновного нет никаких причин для этого.
За российским Буком можно было непрерывно следить, и когда он выехал за пределы городов, к нему на минимально возможно расстояние был подогнан второй Бук, который сбил первый попавшийся пассажирский самолёт и быстро скрылся с места преступления. Все расстояния там небольшие, 20-30 километров, плотность населения умеренная, грунтовые дороги в тот момент были сухими. Скорость Бука на шоссе 65 км/ч.
Из текста это не очевидно, но эта схема хорошо объясняет почти все известные нам факты, от снимков российского Бука в Донецке и официальных российских заявлений про Су-25 до номера украинской ракеты, которая была найдена голландцами среди обломков. Когда о сбитом Боинге стало известно, российский Бук во избежание ненужных дискуссий был возвращён в Россию.
Процент данных, не укладывающихся в неё, очень невелик, и может быть списан на преднамеренные фальсификации, которых естественно было бы ожидать при подготовке столь чёрного дела. Пример: здесь весьма активно
https://avva.livejournal.com/2787603.htmlобсуждается мутноватый ролик, на котором российский Бук уезжает в Россию, и на нём не хватает одной ракеты. Когда и кем был снят этот ролик, достоверно установить afaik не удалось, обстоятельства съёмки выглядят странно: по-видимому, он был снят из окна частной квартиры рано утром. Почему её хозяин не спал, а снимал пустую дорогу, неясно. Если это был член специальной группы, следящий за Буком, то убрать одну ракету в редакторе, возможно, не представляло особого труда.