Как быть с хиджабами в российских школах?

Apr 06, 2015 23:15



11.02.2015 г. Верховный суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, запрещающие ношение в образовательных учреждениях Мордовии религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Однако кроме Мордовии есть еще Чечня с Татарстаном, с которыми все обстоит гораздо сложнее...

Как сообщает интерфакс:Причем вопрос о хиджабах в российских школах поднимается не впервые. Так еще в 2013 г. Верховный суд оставил в силе решение Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам ходить в платках.

Также нужно сказать и том, что сама проблема необходимости ношения хиджабов с точки зрения ислама не так однозначна как кажется. Например, Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ) Талгат Таджуддин убежден, что несовершеннолетние мусульманские девочки могут ходить с непокрытой головой. Он также напомнил, что и от женщины правила приличия требует только прикрывать свое тело. Носить хиджаб предписывается только супругам пророка Мухаммеда.

Однако, если в таких регионах как Ставрополье и Мордовия запретить ношение хиджабов в государственных (муниципальных) школах решились, то в таких традиционно "исламских" регионах как Татарстан или Чечня о подобном нет и речи. Это обусловлено прежде всего национальным составом этих регионов. Так в Мордовии проживает 808 888 тысяч человек, 53 % из них русские, 43 % мордва и лишь 5 % татары. Соответственно доля мусульман здесь невелика.

Совсем иная картина в Татарстане, где из 3 855 037 человек татары составляют 53 %, а русские лишь 39 %. В Чечне же население насчитывает 1 370 268 человек, 95 % из которых являются чеченцами.

Совершенно очевидно, что судебные решения "прошедшие" в одних регионах будут встречены в штыки в других, несмотря на то, что Россия светское государство.

Достаточно примечательны неоднократные заявления того же главы Чечни Р. Кадырова о необходимости ввести в республике многоженство (инициатива явно противоречащая Семейному кодексу РФ). Он в частности говорил: "Сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену".

Оставляя за скобкой рассуждения о положительных / отрицательных сторонах самого феномена многоженства, следует обсудить вопрос о том, допустимо ли с точки зрения политической целесообразности вводить многоженство в отдельных ("исламских") регионах России? Ведь это будет означать особый правовой статус для таких регионов, т.е. изъятие из общего правопорядка, а как следствие разрыв единого правового (и культурного) пространства РФ. Что в свою очередь может привести к нарастанию центробежных тенденций, еще больше отдалить население "исламских" республик от и без того рыхлой общероссийской (а по факту общерусской и общесоветской) идентичности.

Очевидно, что единственно верным шагом в такой ситуации является подчеркнуто светский характер государственного образования, предполагающего отграничение каких либо внешних религиозных убеждений и процесса обучения. В этой связи как не вспомнить советский опыт единой школьной формы, устраняющий подобные противоречия самым простым способом.

В то же время такие шаги являются лишь временным решением проблемы. По настоящему ее решить способно лишь планомерное укрепление и развитие общероссийской идентичности многочисленных народов России с опорой на богатый совесткий опыт "братства народов". Важнейшее значение здесь имеют "священные камни прошлого" - ключевые общенародные исторические свершения, такие как Победа в Великой Отечественной Войне, выход в космос и т.д. сплачивающие и объединяющие население России вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Образование, хиджаб, религия, Ислам

Previous post Next post
Up