Последний из защитников Дома Павлова в Сталинграде Комалджон Тургунов скончался 16 марта в возрасте 93 лет, сообщила во вторник пресс-служба Волгоградской городской думы.
"Ушел из жизни последний из оставшихся в живых героических защитников Дома Павлова, великий друг нашего города Комалджон Тургунов. Не стало человека, который своим мужеством и храбростью вписал ярчайший подвиг в летопись Сталинградской битвы " Ветеран, живший в Узбекистане, неоднократно бывал в Волгограде, встречался с однополчанами. По приглашению президента России Владимира Путина он должен был принять участие 9 мая в Параде Победы в Москве.
Во время Сталинградской битвы в составе 13-й гвардейской дивизии вместе с 25 сослуживцами в течение трех месяцев Тургунов держал оборону здания, названного позднее Домом Павлова. После Сталинграда он участвовал в освобождении Украины и Белоруссии. Победу встретил в Магдебурге.
После войны вернулся на родину и работал трактористом. У Комалджона Тургунова 14 детей, 62 внука и 85 правнуков.
Напомню, что 4х этажный жилой дом, расположенный наплощади Ленина в Сланграде, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я.Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И.Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма.
К сожалению, с каждым годом ветеранов Великой Отечественной Войны становится все меньше. Те кто пережил ужасы войны, имеет личную историю и судьбу травмированную Войной умирают, видя равнодушие молодежи и в целом большей части общества к тем страшным событиям. А главное они уходят из жизни в то время, когда в мире просыпается новый фашизм, все ближе подбирающийся к нашим границам, в то время как в стране на сегодня напрочь отсутствует малейшая готовность к возможной мобилизации на защиту своего Отечества. Да и само это слово как то не принято произносить. Остается лишь надеяться, что упование на вечный "шоколад", потребительские рефлексы в целом все же не разъели основы нашего народа до той степени, при которой какое либо сопротивление или претерпевание лишений ради спасения страны будет восприниматься в штыки по формуле "родина там где задница в тепле".