Красная площадь - святыня или услуга?

Dec 13, 2020 22:16

https://al-vladimiroff.livejournal.com/22195.html - ДЕКАБРЬ 2012 г.

Рассказывая о причинах социальных протестов и социальной коллективной активности в последнее время, пресс-секретарь президента Д. Песков дал оценку и сути государства, смысла и цели его существования:
«…государство оказывает некачественные услуги. Что обязано делать государство? В чем суть государства? Оно должно делать какие-то вещи глобальнее: чтобы был мир, вооруженные силы, правопорядок и также обеспечивать огромное количество услуг, стандартов, социальных услуг, бытовых, из которых строится ежедневная жизнь людей".

http://ria.ru/society/20121209/914020770.html

Государство представляется при таком подходе просто как организация, предприятие «ЖКХ», которое отдельным людям представляет плохие или хорошие услуги. А люди эти могут, как бы (как и в случае с настоящим ЖКХ), взять, да и выбрать другое ЖКХ, которое предоставит более качественные услуги.

За всем этим, за таким взглядом на государство, стоят примитивизированные идеи эпохи Просвещения об обществе и государстве. И тогда-то, в эпоху буржуазных революций, не Бог весть, что за идеи это были, а сейчас они представляют ещё более простой и идеологический вариант понимания «разумом» (но не умом) общества и его устройства.

Есть ли здесь правда? НЕ совсем. Или совсем не правда. Чтобы наглядно представить содержание такого понимания государства-услуги, давайте попробуем представить его в виде других образов. Давайте попробуем общественный организм заменить на индивидуальный, человеческий. Перенесём образ государства-услуги на человека. И что у нас тогда получается? А получается тогда, что мозг человека существует только для того, чтобы оказывать услуги телу: в поиске пищи, в её приготовлении, в поиске специально приспособленных и удобных мест для сна и отдыха, и прочих, необходимых постоянно нашему телу услугах. Ну и ещё иногда он нужен, чтобы о чём-то более «глобальном» подумать и соотнести наше тело и его жизнедеятельность - это о Родине, скажем, или отношении к ней, защите её и пр. Бред ведь? Бред! И не только на уровне отдельного человека, но и общества. Когда смысл государства ПОЛАГАЮТ как некую услугу - "бюро услуг".

Проблема соотношения части и целого системы, проблема главного и неглавного - это не только проблемы философии, и не только проблемы конкретных наук. Мы видим, что это и проблемы власти в обществе, понимания властью общества, эти научные проблемы становятся сегодня и актуальными проблемами осуществления власти в стране. В советское время бюрократия руководствовалась догматическим и вульгарным марксизмом, но он же одновременно задавал ей и определенный уровень понимания, определённую сложность такого понимания социальных процессов. Сегодня же, когда у нас в стране нет вообще устоявшихся и адекватных представлений об обществе и истории, в руководстве страны, среди элиты победили обыденные, примитивные взгляды на общество и историю. Проблема только в том, что эпохи, когда можно было не обладать никаким, или никаким сложным пониманием общества, уже закончились и «цветные революции» - один из показателей конца такого  безумного и бездумного отношения к истории.

За утверждениями пресс-секретаря (и не только его), за современной идеологией государства-услуги стоит представление, что общество - НЕ ОРГАНИЗМ, а механическое или немеханическое, но внешнее объединение людей.

А за всем этим стоит обоснование и идеология пост-государственного периода. По-другому это ещё называется новым мировым порядком. Сначала то, что было создано всей историей народа и цивилизации, что связано с главными глубинными духовными ценностями этой цивилизации, сначала это становится просто «услугой». А потом уже вместо ценностей и святынь народов и цивилизаций приходят некие «цветные революции» с пустыми, но «общечеловеческими» словами, лишёнными  главных общечеловеческих ценностей различения Добра и Зла.

Вот и Красная площадь стала сегодня такой своеобразной ареной духовной борьбы: есть ли и нужны ли святыни в нашем мире, или существуют только услуги, а всё остальное - только наши заблуждения? Те, кто выступает за государство-услугу, считают, что Красная площадь - это такой большой «макдональдс» под открытым небом, своеобразный аттракцион. Всё остальное, все эти святыни, «кладбище» - только мешают людям веселиться. Ну и цель ведь у людей, по этой логике в жизни только одна - веселье, питье и еда. Короче, это определенное представление о человеке и его сущности. Человек в такой логике «не звучит гордо», это всего лишь потребитель, и ничего кроме этого собой и не представляет. Это отрицание не только определяющей роли духовного в человеке, но и отрицание его вообще, в том числе и отрицание религиозной души. Это жизне-утверждение как главного и единственного в человеке его «праха», плоти, первичных потребностей.

Борьба между теми, кто превращает Красную площадь то в каток, то в развлекательный концерт, и теми, для кого это Храм национальных святынь под открытым небом - это не борьба архитектурных предпочтений, и не градостроительный вопрос. Это вопрос ценностей жизни, главного в ней. Это вопрос о том, имеет ли человек Душу, не важно, как при этом она трактуется: религиозно, светски, или советски. Что является сущностью человека, общества? Вопрос ведь сегодня не в том, что первично. Вопрос в том: что определяет смысл, ценность, цель жизни как человека, так и общества.

Красная площадь стала национальным символом именно в советское время. До этого она была одним из значимых, но не самых важных мест. Скорее, это было обычное торжище и обычная, хоть и заметная московская площадь. Именно в советское время Красная площадь стала не просто площадью, как например, Сенатская площадь в Санкт-Петербурге, а священным, духовно значимым местом для всей нации, для каждого гражданина. Никому ведь из других городов и республик не придёт идея назначать встречу, например, спустя 20-30-40 лет после выпуска из школы или вуза на Сенатской площади. А на Красной площади пока ещё назначают. Хотя из неё хотят сделать не Храм, а «каток»: чтоб для «людей» было. Вопрос только - для каких людей?

Карнавализация или де-сакрализация - называется такое превращение Храма в «каток».

Красная площадь приобрела своё общенациональное значение только тогда, когда она стала духовной симфонией, симфонией в камне нашей цивилизации, когда она соединила православные и советские духовные символы на основе общих и самых главных духовных ценностей страны, государства и народов. Вспомним, что такое Красная площадь? Это Храм Василия Блаженного, памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, Лобное место, Кремль, Спасские ворота Кремля, Казанский собор, Мавзолей В.И. Ленина, могилы героев революции и заслуженных людей Советского Союза. Это место, где впервые появился не московский князь, а общерусский царь - Иван Грозный. Это место парада 7 ноября 1941 года. И это память о всех наших надеждах и событиях нашей истории, наших целях и устремлениях.

Но это уже другая история. Это НАША история.

новый мировой порядок, государство, имитация, государство-услуга, ценности, Красная площадь - каток, историческая роль государства, Красная площадь

Previous post Next post
Up