https://al-vladimiroff.livejournal.com/13872.html - АВГУСТ 2012 г.
В 1937 году в Амстердаме вышла книга Лиона Фейхтвангера "Москва 1937", в которой автор делился своими личными впечатлениями и наблюдениями от поездки в СССР. Она вызвала нарекания и среди сторонников, и среди противников Советского Союза. Она представляет как исторический, так и художественный, и мировоззренческий интерес. Но хотелось бы сказать совсем о другом: не о Москве 1937 года и не о Фейхтвангере, а том, что объединяет автора книги о Москве 1937 года и сторонников (политиков и идеологов) современной глобализации.
Вот как Фейхвангер оценивал основания своего интереса к СССР и понимание содержания происходивших процессов:
Вера в разум. Я пустился в путь в качестве "симпатизирующего". Да, я симпатизировал с самого начала эксперименту, поставившему себе целью построить гигантское государство только на базисе разума, и ехал в Москву с желанием, чтобы этот эксперимент был удачным. Как бы мало я ни был склонен исключать из частной жизни человека его логическое, нелогическое и чувства, как бы я ни находил жизнь, построенную на одной чистой логике, однообразной и скучной, все же я глубоко убежден в том, что общественная организация, если она хочет развиваться и процветать, должна строиться на основах разума и здравых суждений. Мы с содроганием видели на примере Центральной Европы, что получается, когда фундаментом государства и законов хотят сделать не разум, а чувства и предрассудки. Мировая история мне всегда представлялась великой длительной борьбой, которую ведет разумное меньшинство с большинством глупцов. В этой борьбе я стал на сторону разума, и потому я симпатизировал великому опыту, предпринятому Москвой, с самого его возникновения.
Собственно то, что мы сейчас видим в мире, это как раз то, о чём и говорит Фейхтвангер. Хотя идеологические обоснования «нового разума» как и «нового мирового порядка» другие, но это именно они претендуют - только на разум. Фейхтвангер изложил рационально плоское отношение к тому, что называется нравственностью, и желания, которые стали идеологией глобализации. Ведь у него в человеке и в обществе есть только следующие уровни: разум, нелогическое (предрассудки) и чувства. Всё то, что формировалось мировой историей как человеческая культура, как нравственные ценности, как культура цивилизаций (в том числе и мировые религии), по Фейхтвангеру - всего лишь предрассудки. Или в лучшем случае - чувства.
При таком подходе, понятно, что нужно избавиться от всего, что мешает «разуму». Только разум, при таком подходе, является высшим достижением человека, его синонимом и содержанием. А содержание самой истории - борьба «разумного меньшинства с большинством глупцов». Хотя что такое разум? До ума ему далеко. Это всего лишь "чёрно-белый телевизор", который показывает лишь то, что "транслируют". Фейхтвангер же увидел свою мечту и мечту западных интеллектуалов в Москве, он увидел победу «разума» в СССР. К счастью то, что тогда реально происходило, отличалось от «победы разума».
Интересно, что именно поэтому он не увидел в Москве 1937 года то, что выходит за рамки «разума» - то, что называется «духом» и «душой». Но это и понятно, «анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны», а не наоборот. Советский Союз строился на более сложных духовных основаниях, чем плоский разум. Это и спасло ситуацию, а не победа разума.
Фейхтвангер увидел в Москве 1937 года то, что хотела и хочет видеть в мире западная элита. То, чего не оказалось в Москве 1937 года, они пытаются реализовать сейчас везде в мире. «Победа разума» - это и введение ювенальной юстиции, и «толерантная» свобода извращений, и замена духовных смыслов на «карточки скидок», и безнравственный тоталитаризм правового государства. Политика «цветного» добра на крыльях бомбардировочной авиации - это и есть политика установления «царства разума» вместо «нравственных предрассудков» исторических цивилизаций и религий.
К счастью нас связывали и связывают совсем не плоские узы «разума», а единство души. И наши песни как раз об этом, о том самом вечном, невидимом, идеальном. О правде, совести и любви.
Click to view