https://al-vladimiroff.livejournal.com/1003269.html - ИЮЛЬ 2019 г.
Ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов прочел визионерскую лекцию в рамках образовательного интенсива «Остров» в Сколковском институте науки и технологий.
Бакалавриат уже сегодня все меньше ведет людей к квалификации, исключение составляют прикладной бакалавриат. Академический же становится все более оторванным конкретно от какой-либо профессии.
Профессиональная квалификация сдвигается дальше, на уровень магистратуры. А там, по мнению Ярослава Кузьминова, зачастую нет профессуры, которая предлагала бы студентам более того, что уже дала им же на бакалавриате. Поэтому все больше студентов едут на запад и возвращаются сюда или переходят в программы с другим направлением. И получается, что сегодня три трека главенствуют в магистратуре. Первый трек: обучился на одной специальности и пошел дальше учиться другой. Второй предполагает более жесткий вариант: человек ориентирован совершенно на конкретный рынок труда, сконцентрирован на одном узком направлении. Третий рассчитан на тех, кто должен быть ученым, фактически это аспирантский трек.
http://www.ng.ru/education/2019-07-17/8_7625_profession.html Удивительно, но те проблемы, о которых талдычит ректор ВШЭ Кузьминов - результат деятельности как раз ВШЭ, эта система высшего образования - их результат. Теперь он рассказывает, что это плохо. А выход он видит простой: дать снова ВШЭ денег и они предлагают нам выход, который ещё хуже, чем существующая модель.
А в чём же выход? Первое - послать ВШЭ далеко и надолго. Они нам не указ, они не светоч, не свеча, и не прожектор. Пусть ВШЭ живет как хочет и не лезет со своими советами. Советовалка у них не выросла и не вырастет уже никогда. Социальные и физические уроды бывают не только на индивидуальном уровне, но и на уровне социальных институтов. ВШЭ - это социальный урод. И если в рамках толерантности мы ещё даем ему жить, то это не значит, что все должны жить по его уродливым советам.
Какая же цель реформы образования, которую предлагает Кузьминов? Раньше это называлось вредительством. Нет, не образ, а именно в прямом и ясном значении этого слова. В чем оно состоит?
В очень простых и ясных вещах. Большинство преподавателей высшей квалификации будет уволено, сокращено. Новые кадры будут играться в преподавание, а не преподавать. Он-лайн курсы будут давать дипломы, но не будут давать образование. Ведь высшее образование - это не набор знаний, выводов, компетенций. Высшее образование - это уровень личности, её ценностей, целей, смыслов жизни., Высшее образование - это прежде всего уровень мышления, который Кузьминову не знаком. А уровень мышления передается не через книги, не через интернет, и другие технические средства, а только непосредственно в ходе живого общения учителя и ученика. Именно для этого нужны их встречи, а не для того, чтобы сообщить «таблицу умножения».
Высшее образование США для нас не образец, во всех смыслах этого понимания.
Подмена целей - это называется. Сначала задаётся ложная цель, совсем не главная в высшем образовании. Перестраивается вся система образования. Потом говорится, что оно что-то плохо выполняет эти цели и предлагаются ещё более далекие цели от реального высшего образования, общества и его развития.
Первое, что надо было бы сделать после этого? Это начать с того, что уволить Кузьминова из ректоров ВШЭ. Это первое и минимальное. Спорить не о чем, говорить с ним не о чем. Этот человек не профессионал в этой сфере и он просто не любит Россию и её достижения. Да и не знаком с ними. Он - Чужой!