Nov 12, 2023 22:32
Быть может Пелевин в последние два года намеренно пишет не самые сильные романы с тем, чтобы показать что происходит с творчеством в среде, становящейся крайне токсичной, когда эта токсичность приобретает все более изощренные, даблбайндовые и опасные (деструктивные) формы? Это, конечно, не более чем мое предположение, не лишенное к тому же черной иронии. Но прошлогодний «КГБТ+» совершенно не запомнился и показался еше более слабым, с моей субъективной точки зрения, конечно же. «Путешествие в Элевсин» - немного поинтереснее, но… слишком мало я увидел в нем интересных мне идей, сюжет также не захватил, а то, что Пелевин счел нужным выразить в своем романе показалось (именно для этого автора) каким-то упрощенным, что ли. Мир-то бурлит, причем самым опасным и драматичным образом, даже штормит - и от таких писателей ждешь чего-то более глубокого и масштабного, еще и по этой причине «Путешествие в Элевсин» вызвало скорее разочарование, НО… с другой стороны, а ты попробуй напиши что-то такое… Кагарлицкий вот вроде бы ничего такого уж особенного не писал и не говорил, и где он сейчас, и что его ждет???((( Поэтому у меня и появилось предположение о так сказать намеренном снижении уровня…))) Да и то Виктор Олегович очень небезопасных тем-то коснулся - и про постоянные опасности для Императора, и про некоторые особенности, связанные с расширением Империи и достижения «великих и благих целей», а уж вопрос о возможной деструктивности, содержащейся в одной культуре - его даже и цитировать то страшно… да и еще кое-что… Понятно, что романы Пелевина можно понимать и так, и эдак, да и я вообще за полную свободу интерпретаций, но у меня сложилось впечатление, что процентов 70, как минимум, «Путешествия в Элевсин» является той самой «селедкой» (не случайно, возможно, ее там вспоминают главные герои), которую используют чтобы сбить собак со следа, ну а в данном случае, чтобы отвлечь внимание от нескольких мыслей тем, которые автор и хотел прежде всего затронуть. Но вот то, как Пелевин обо всем этом сказал на страницах романа, меня и разочаровало. Зацепиться за что-то, поразмышлять об этом потом, поиграть с метафорами - не получается.
Вот ряд прежних его произведений, по крайней мере местами, на мой взгляд приобрели еще большую актуальность. Да хотя бы его вампирская дилогия. Хозяева жизни как отдельный вид, питающиеся человеческими страданиями, которые происходят во много в связи с тем, как ставим себе ложные цели (точнее, их за нас конструируют), как мы принимаем иллюзии за реальность и т. д. Ну а «Столыпин» как модель устройства одного общества… Мда.
За последние примерно полгода я с удовольствием прослушал некоторые романы Пелевина, наиболее мне понравившиеся - и это было опять интересно, в основном. К последним вряд ли появится желание вернуться.
Но все равно, Пелевин по прежнему интересен для меня и я несомненно отношу его, как раньше говорили, к прогрессивной части культуры)
Будут лучшие времена, будут хорошие книги. Творчество и критическую мысль истребить сложно.
книги,
литература