Продолжение записи -
«Ситуация с индюшкой обобщается так: та рука, что вас кормит, может впоследствии свернуть вам шею» (Талеб) - это как бы иллюстрация проблем индуктивных умозаключений.
Если же мы имеем дело с даблбайндом, то в этом случае индюшка сама должна свернуть себе шею, причем не просто, а во имя… (история человечества содержит хорошо известный список во имя чего надо делать то или это, но главное тут не во имя чего, то есть не содержательный аспект коммуникации, а командный - смотри о МЕТАКОММУНИКАЦИИ). Все это тем или иным способом доносится до индюшки, с помощью разных посланий, включая невербальные и весь социальный контекст.
Требование «добровольно» свернуть себе шею или «отдать свою жизнь» - это лишь один из возможных сценариев в подобных играх и совсем не обязательно все должно принимать столь драматичный оборот. Такое случается, например, в деструктивных сектах, когда дело доходит до массовых самоубийств, а также при вербовке террористов-смертников, бывают и другие ситуации, когда все доводится до столь трагичного финала, а что это за ситуации - тут уж каждый сам решит.
Однако вместо таких крайних предписаний гораздо чаще бывают например такие «ты должен быть таким-то, делать то-то», а при даблбайнде их невозможно выполнить, как невозможно и отказаться (невозможно - если ты попал в сети даблбайнда и все твое мышление определяется патогенными коммуникационными паттернами).
Важно понимать саму схему даблбайнда, его главные признаки и условия возникновения.
Для нашей индюшки создается такая ситуация, когда она проиграет в любом случае - сворачивание шеи вряд ли можно назвать выигрышем или сколько-нибудь благоприятным исходом, а попытки каким-либо образом избежать такой участи должны будут привести к чувству вины за «неисполненный долг», предательство единства и разных идеалов, если, конечно, внешние предписания будут интернализированы.
Одна из распространенных иллюстраций даблбайнда:
мать предлагает своему сыну примерить две примерно одинаковых футболки. Какую бы из них он не одел, мать говорит ему с обидой и упреком: "Я так и знала, что другая тебе не понравится!"
Легко видеть, что описанная двухходовка представляет из себя double bind со следующей структурой: жертве предлагается сделать выбор и при этом первый провокационный ход заставляет ее поверить, что любой выбор будет одобрен. Однако тут же оказывается, что любой выбор будет наказан. Принято считать, что подобный метод сведения с ума своего потомства особенно любим именно еврейскими матерями.
Принципиально важный момент - понимание проблем, связанных с МЕТАКОММУНИКАЦИЕЙ, то есть с командным аспектом коммуникации. В данном случае, когда начинаются разговоры (послания) типа «настоящая индюшка» должна быть такой-то делать то-то - тут важен не смысловой, содержательный аспект (какой именно быть, что именно делать), но командный. То есть главный смысл всех подобных разговоров прежде всего в том, что установлены такие взаимоотношения, где одни говорят другим какими те должны быть и что делать. В этом и заключается преобладание командного аспекта коммуникации. А тем, кому по сути диктуют, каким они должны быть и как жить, нужно, если они конечно захотят выйти из порочного круга обратной связи (патогенной коммуникации), не оспаривать как именно им нужно жить, но вернуть себе право сами распоряжаться своими жизнями. То есть изменить отношения с не равных, на равные, то есть прийти к равенству.
Но при попадании в сети даблбайнда происходит блокировка способности задавать вопросы, а также внутренние сомнения и различные спонтанные реакции на неудовлетворительные отношения и контекст (например, через такие фокусы «ну я же зная, что на самом деле ты думаешь совсем иначе...» и пр.)
Что такое проблемы МЕТАКОММУНИКАЦИИ я бы проиллюстрировал и на таком примере.
Психотерапевты любят обтекаемые примеры, что и понятно, например «мать говорит ребенку - в коридоре стоит грязный велосипед» - это вроде бы «просто» информационное сообщение, но скорее всего главное в нем это напомнить ребенку кто здесь главный, это коммуникация о коммуникации, иными словами - о характере отношений между мамой и ребенком; хороший пример, но можно привести и другие.
Вот один из них.
Работодатель говорит наемному сотруднику - твое рабочее место здесь, твои должностные обязанности такие-то. Ну вроде бы опять «просто» информационное, содержательное сообщение. В какой-то мере так и есть. Но все же это не единственный аспект данной коммуникации. И скорее
всего не главный, по крайней мере с точки зрения воспроизводства ВСЕЙ конкретной социально-экономической системы, всей Мегамашины, которая не может функционировать и самовоспроизводиться без встроенных в нее системы власти и отношений власти.
Метакоммуникативный, командный аспект тут конечно же присутствует в очень большой степени. А с определенной точки зрения он вообще главный.
Пойдем немного дальше. Работодатель (даже не кто-то конкретно, но скажем так - корпоративный дух) может начать доносить до наемного работника другие послания - ты же доволен своей зарплатой, не правда ли?; «мы делаем общее и социально полезное дело!»; «мы - одна команда, мы едины!» - это же очевидно, что никто не может думать иначе. И т.д.
Самое интересное это когда начинаются разговоры о том, кто каким должен быть вообще в жизни, и кто какое «место» должен занимать, и как вообще должны жить «настоящие» индюк и индюшка («настоящие» мужчина, женщина, человек). Вот это уже МЕТАКОММУНИКАЦИЯ на 100%. Командный аспект коммуникации во всей его тотальности (и очень важно понимать, что дело не в каких-то отдельных «центрах власти», а самом характере нелинейных взаимоотношений, тут нужен системный подход, что это лучше понять), социальное программирование, суггестия, которые, надо признать, соответствуют одной из сторон нашей биологической природы - мы социальны и наш мозг социален, поэтому мы настроены на то, чтобы постоянно быть частью социума и какой-то группы, что также постоянно приходиться достигать путем погашения частично или почти полностью нашей способности критически и творчески мыслить, стремится лучше понять мир и себя, а не подключаться к коллективным фантазиям или иллюзиям, ради принадлежности к группе, но обычно и почти всегда происходит именно последнее.
И все это хорошо и давно известно. Я только сделал акцент на теории метакоммуникации.
Тут вообще очень интересная, противоречивая и сложная ситуации. Каждый из нас сталкивается с необходимостью поисков ответов на вопросы - в чем смысл и цели жизни, «что» есть Я, как «надо» или как «лучше» жить, какие пути искать и выбирать и т. п. Однако вместо внутреннего поиска к сожалению очень часто получается фикция, фарс, симуляция и симулякры, невротические игры и даблбайнды.
Продолжение, вероятно, следует. Но о некоторых так сказать нюансах лучше всего говорить когда в мире кое-что изменится.
О МЕТАКОММУНИКАЦИИ
деньги и метакоммуникация (командный аспект)
Пенсионная «реформа» и метакоммуникация (пример Франции показывает почему протесты только против конкретной реформы не достигнут цели).
о
МЕТАКОММУНИКАЦИИ в википедии - общая, но информативная статья.