Да, книга
Дэвиса «Индустрия счастья» очень даже неплоха. А слова «Счастье? - Спасибо, нет!» - это Жижек, и я с ним в этом вполне согласен. В связи с темой счастья вспомнил свою старую подборку -
Жижек, Фромм, В. Франкл, а также социолог Ева Иллуз и психолог Эдгар Кабанас.
Вообще, хочется просто поиронизировать обо всем этом - в таком глуповатом внимании к счастью «виновата» теория систем и все эти идеи об обратной связи и рекурсивных петлях)), но, конечно же, дело в попытках любым способам приспособить какие угодны научные идеи(да и вообще абсолютно все, что угодно) для «нужд» существующей экономической системы - капитализма.
Почему идея счастью оказалась так востребована? Вот тот Дэвис правильно отмечает, что с определенного момента старое представление о том, что деньги способствуют определенному количеству счастью, «было повернуто с ног на голову: то есть теперь предполагалось обратное - определенное количество счастья приносит некую сумму денег».
Тут на самом деле мы выходим сразу на несколько очень непростых проблем и поразмышлять обо всем этом чрезвычайно интересно и полезно. Это и проблема причинности, и правильное понимание принципа нелинейности и системности (а то ведь слишком часто принцип нелинейности пытаются «понять» и использовать не выходя за рамки парадигмы линейного мышления, но тут надо уметь менять парадигмы!, а это опять отдельная большая тема - и такой вот вышеназванный подход к проблеме счастья в угоду капитализму и неолиберализму является как раз примером ошибочного использования идеи о нелинейности и циркулярности).
Мое мнение состоит в том, что про счастье вообще лучше не думать и тем более не стремиться к нему, иначе мы попадаем в парадоксальную психологическую ловушку, которая вообще-то было понята очень давно, в том же буддизме и дзэне, например. Но для нас сейчас лучше все-таки по этому вопросу почитать кое-что из современной психотерапевтической литературы (по даблбайнду и пр.). Мне также нравятся идеи об эмергентности. И надо бы еще очень хорошо понимать, как нас могут запутывать представления о том, что у счастья есть какие-то причины. И я уж даже не хочу много говорить о многочисленных смешных (а, главное, прибыльных! «технологиях» по достижению счастья). Но и конечно здесь важен политический и властный аспект - если люди будут думать, что тони счастливы, если они будут верить в новые мифы о возможности стать счастливым с помощью разных (а точнее однообразных) технологий и забавных новоявленных гуру, значит они меньше будут задумываться о возможности и необходимости радикальных (революционных) социально-экономических изменений - но это один из наиболее простых о очевидных аспектов темы счастья...
1. Идеология счастья - великолепная находка для власти
https://www.inopressa.ru/pwa/article/29aug2018/lemond..
Социолог Ева Иллуз и психолог Эдгар Кабанас в своей книге "Хэппикратия" (Happycratie) поясняют, как индустрия счастья обрабатывает людей (книга не переведена). Интервью с Евой Иллуз записал журналист Le Monde Николя Сантоляриа.
"Как вы определяете слово "хэппикратия?" - спросил журналист.
"Кратия" по-гречески означает "власть". Аристократия, демократия, меритократия, бюрократия... Столько слов, описывающих различные модальности власти. В нашей книге мы показываем, как сегодня производится управление людьми посредством обещания счастья и стандартов позитивных чувств. Пообещать что-то кому-то - значит обеспечить себе его лояльность.
"Такая идея позволяет содержать огромную экономическую машину потребления счастья и позволяет человеку постоянно стремиться к этой цели. Более того, единственное, что в какой-то мере становится реальным, - это внутренний мир личности. Нам говорят, что это ее единственный трофей, - рассуждает Иллуз. - Принятие всерьез реальности своей внутренней жизни способствует мощной деполитизации общественной жизни и душевных проблем как таковых".
"Душевные проблемы больше не воспринимаются как социальные последствия или симптомы. В этом смысле идея счастья является идеологией, так как идеология - это все, что отвлекает от реальности или маскирует ее. Еще это то, что мешает нам любить реальность здесь и сейчас. Поэтому правительства с воодушевлением восприняли различные индикаторы счастья, ведь это позволяет им больше не быть оцененными по таким критериям, как социальные службы или равенство".
"Какие ложные убеждения порождены этой идеологией счастья?" - поинтересовался интервьюер.
"Их немало: первое - это то, что отдельный человек сильнее своего окружения и что достаточно изменить себя, чтобы изменить условия жизни. В какой-то мере это верно, но это не означает принижения важности окружения. Социальное окружение - это вода, в которой плавают человеческие рыбы. Утверждать, что окружение не имеет значения, - все равно что сказать рыбам, что вокруг них нет воды и, чтобы плавать, им нужны лишь их чешуйки", - ответила собеседница издания.
"Далее следует идея о том, что богатство, социальное неравенство - все это неважно. Важна способность быть созидателем собственного душевного состояния", - продолжает эксперт.
...
(Ева Иллуз - израильский социолог, о ней есть статья на Википедии с весьма интересным списком ее работ, которые, к сожалению, не переведены, например:
Потребляя романтическую утопию: любовь и культурные противоречия капитализма/ Consuming the Romantic Utopia: Love and the Cultural Contradictions of Capitalism.
Охлажденная интимность: эмоциональный капитализм в действии/ Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism и др.)
2. Счастье? - Спасибо, нет! Славой Жижек.
Рассуждения Жижека о том, как игры вокруг "счастья" вписаны в воспроизводство современной капиталистической системы. Рассуждения эти, правда, немного путанные, но, возможно, тут еще проблемы в изложении/переводе.
https://knife.media/happiness-no-thanks/ "...Примечательным здесь является «странное слияние исследований на такие темы, как любовь и доброта, с интересами оборонной промышленности и разведки».
Почему подобные изыскания привлекают интерес со стороны британских и американских разведслужб и оборонных подрядчиков, а на фоне постоянно маячит Управление перспективных научно-исследовательских проектов Министерства обороны США? Олицетворяющий это сопряжение ученый - Мартин Селигман: в 1998 году он «основал движение позитивной психологии, которое изучает психологические особенности и привычки, отвечающие за истинное счастье и хорошее самочувствие. На волне движения выросла гигантская индустрия популярных книг о самопомощи и самосовершенствовании. В то же самое время его деятельность привлекла интерес и финансирование со стороны военной отрасли в рамках проектов по укреплению психологической устойчивости солдат».
То есть этот союз не был внешне навязан наукам о поведении «плохими» политиками-манипуляторами - он подразумевается самим направлением: «Цель этих программ - не просто анализ субъективных состояний души, но также и поиск средств, с помощью которых людей можно „подталкивать“ в направлении истинного благополучия - как его понимают позитивные психологи, то есть оно предполагает среди прочего жизнестойкость и оптимизм».
Проблема, разумеется, в том, что это «подталкивание» не влияет на человека в том смысле, что помогает ему преодолеть свою «неразумность». Современная бихевиоральная наука скорее «стремится эксплуатировать неразумность, а не преодолевать ее». Наука, ориентированная на развитие поведенческих технологий воспринимает нас исключительно как манипулируемые субъекты, а не рациональных агентов.
...это адекватный и пугающий образ новых форм общественного контроля, на фоне которого старый добрый тоталитаризм XX века смотрится всего-навсего примитивной и громоздкой машиной для доминирования.
Чтобы оценить весь масштаб контроля, нужно рассматривать не только связь между частными корпорациями и политическими партиями (как в случае Cambridge Analytica), но и взаимопроникновение работающих с данными компаний типа Google и Facebook и государственных служб безопасности. В своей (странным образом не снискавшей популярность) книге о Google Ассанж был прав: чтобы понять, как сегодня регулируются наши жизни, - и то, как мы считаем это регулирование своей свободой, нужно сделать упор на теневых отношениях между частными корпорациями, которые контролируют простой народ, и спецслужбами.
Нас не Китай должен шокировать, а мы сами - мы соглашаемся на такой же контроль и при этом верим в то, что в полной мере сохраняем свою свободу, а СМИ просто помогают нам осознать наши цели (тогда как китайцы прекрасно осознают, что их регулируют)".
3. Э. Фромм. Удовольствие и счастье
https://redpsychology.wordpress.com/2013/12/31/э-фром..
4. Виктор Франкл. Принцип удовольствия и принцип гомеостаза
https://redpsychology.wordpress.com/2013/12/31/виктор..
5. Об интересе к счастью в условиях капитализма :
"Ученые выяснили", что счастливые сотрудники работают на 12 % продуктивнее несчастных. Поэтому в штате таких компаний, как Google, Zappos и McDonalds появилась должность «генеральный управляющий счастьем» (chief happiness officer - CHO) - HR 2.0, который диагностирует эмоциональное состояние сотрудников и управляет им.
https://warwick.ac.uk/newsandevents/pressreleases/new..
И еще к теме
Исследование "зависимости уровня счастья от количества рекламы".
https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1528 Как капитализм берет на вооружение критику индивидуализма и денежного расчета, а также человеческую склонность к альтруизму.
https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1543Уильям Дэвис "Индустрия счастья".
"Одним из ее ключевых открытий стал тот факт, что зачастую гораздо плодотворнее управлять людьми, взывая к их нравственности и социальному чувству, а не к личным интересам".