"Дивный новый мир"

Jul 06, 2020 20:33

Недавно стартовал американский сериал «Дивный новый мир», снятый по знаменитому роману Олдоса Хаксли. О сериале пока сложно сказать что-то определенное, а вот о некоторых наиболее важных идеях книги не будет лишним вспомнить. А потом, когда сериал выйдет полностью, интересно будет сопоставить его с первоисточником.
«О дивный новый мир» Олдоса Хаксли вполне заслуженно считается культовым произведением. Некоторые прозрения автора просто удивительны, особенно если учесть год издания книги (1932). Модель общества будущего «по Хаксли» часто сравнивают с антиутопией Оруэлла на предмет того, какая из них (или черты какой из них) больше воплощается в настоящем. Наверное все-таки именно «Дивного нового мира»…

Одной из наиболее интересных и важный идей романа Хаксли состоит в том, что тотальный социальный контроль и полная управляемость общества совершенно не обязательно может быть связана с репрессиями, насилием, подавлением и страхом, с каким-то репрессивным аппаратом в лице спецслужб, армии, полиции и всяких Диктаторов, и что не менее важно - с гнетущей и депрессивной атмосферой, когда несчастные забитые и запуганные люди ведут серую и бедную на радости и удовольствия жизнь.

В обществе «Дивного нового мира», полностью построенном на социальной инженерии и тотальном социальном контроле, все счастливы, причем совершенно искренне, в нем царит культ удовольствия и радости, а противоречий и конфликтов просто нет. Правда полная удовлетворенность своей жизнью и субъективное состояние счастья достигается во многом при помощью генетических манипуляций и химии, но члены этого общества ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полностью удовлетворены своей жизнью и обществом.
Сейчас мы могли бы иронически ответить Хаксли, что для эффективного социального контроля вовсе даже и не обязательны такие несколько громоздкие инструменты, как генная инженерия и химия, а вполне хватит и психологии, а также некоторых наработок из психотерапии.

«Если вы ощущаете себя несчастливым, значит вы просто научились быть несчастным. Вы может переучиться. Вы можете научиться быть счастливым». «Все есть научение. Бедность - тоже результат научения. Вы боитесь достижений. Вы научились быть беспомощным. Но вы можете научиться быть и богатым, и успешным, и эффективным, и… т.п.».
«Даже если вы заняты не самой интересной работой, например, вы работаете на конвейере, можно научиться входить в состояние «потока» и тогда вы откроете для для себя путь к гармонии и счастью» (речь идет о концепции потока М. Чиксентмихайи ). Курсов по достижению и обучению счастья давно уже расплодилось великое множество, и они весьма популярны. Очень «новаторский» такой курс в Йельском университете, как сообщалось, просто бил рекорды популярности. Примеры можно было бы продолжить, но тенденция вполне понятна.
Помимо теории научения, в разных ее модификациях, активно используется, например, относительно новая теория «подталкивания» (одно название которой уже выглядит как эвфемизм), не говоря уже об идеях из других психологических и психотерапевтических теорий

Достижение счастья давно уже превратилось в особую технологию. Нет, химию, конечно же при этом нисколько не забыли - огромный и прибыльный рынок симуляторов и антидепрессантов - это отдельная тема; современный капитализм, так сказать, «предлагает» разные пути к «счастью».

Другой крайне важный смысл интереса к «счастью» состоит в его полезности для капиталистической экономики. Уже появлялись исследования, согласно которым работники, считающие себя счастливыми, более эффективно работают, то есть приносят больше прибыли собственникам. Не так, вероятно, очевиден другой аспект - счастливые или просто довольные жизнью работники вряд ли станут активно участвовать в профсоюзной деятельности, а также вообще в каких-либо протестных движениях; они скорее будут поддерживать существующую социальную систему. Понятно также, что влияние этой тенденцию не стоит переоценивать - не так уж много работодателей прониклись духом неоменеджмента, но она все же имеет место быть.

Вряд ли также стоит верить в искреннее желание «сильных мира сего» сделать всех действительно счастливыми. Счастье - это вообще довольно туманное, размытое и непростое понятие, причем и с психологической, и с философской точки зрения. Фрейд, например, мрачно иронизировал на предмет того, что человек в принципе не создан для счастья, но на этот счет, разумеется, есть разные мнения. Но в данном случае, в контексте нашей темы, речь идет не о счастье, а о гибких технологиях управления и манипулирования социумом, цель которых - обеспечить такие формы поведения граждан, которые будут способствовать наиболее эффективному функционированию и воспроизводству существующей социально-экономической системы.

Далее, дли капиталистической экономики просто как воздух нужна потребительская гиперактивность граждан. И здесь «счастье», конечно, связывается с потреблением. Потребитель, скорее, должен переживать одновременно и удовольствие от процесса потребления, и нехватку, неудовлетворенность, которые будут постоянно стимулировать его потребительское поведение. А все потребляемое (вещи, услуги, развлечения, переживания), равно как и деньги, будут в конечном счете играть роль положительного подкрепления за правильное поведение, суть которого в полном принятии и приспособлении к существующей социальной системе.

Описанное Хаксли общество потребления Дивного нового мира также можно считать одной из удачных граней романа, чему очень сатира. Все виды досуга, которые никак не связаны с потреблением, становятся ненужными - от них надо отучать, а приучать только к такой активности, которая всегда будет связана с потреблением.

Вместе с тем, несмотря на все достоинства романа Хаксли и его заслуженный культовый статус, переоценивать «О дивный новый мир» тоже не стоит. Автор, понятно, пытался описать проблемы и негативные тенденции так, как он их видел, но его картина общества будущего, хотя и представляет до сих пор определенный интерес в некоторых аспектах, но вряд ли может претендовать на системность и глубину. Сам роман довольно противоречив, а порой может оставить впечатление какой-то не слишком мешанины из совершенно различных страхов и тревог. Сюжетная линия с «дикарем» и его «философией», а также любовная история выглядят вообще как-то нелепо. А если обратиться к «Возвращению в дивный новый мир», то там модно найти взгляды, которые выглядят мягко говоря весьма сомнительными далеко не только с левой точки зрения.
Но тем не менее, «О дивный новый мир» все же содержит весьма интересные идеи, которые не стоит забывать.

При этом далеко не все пророчества «Дивного нового мира» сбылись. Например, кастовый характер Дивного нового мира, при котором границы между кастами незыблемы и непроницаемы, а какая-либо либо вражда или антагонизмы просто отсутствуют. Но современный капиталистический мир устроен совершенно иначе - одним из его двигателей является как раз (призрачная) возможность вскочить в маленькую кабинку социального лифта (правда при этом часто не думают о том, что лифты работают в обе стороны), даже процесс потребления во многом подчинен этой логике - стремиться приобрести более высокий статус за счет потребления вещей-знаков, отсылающих к более высокому статусу. Мифология стремления успеха и вера в возможность для каждого стать (как минимум))) миллионером является одной из стержневых для капитализма и неолиберализма. Для значительной части современного общества Дивный новый мир - это мир миллионов и миллиардов, якобы открывающий возможности для удовлетворения всех желаний и фантазий, это чудесный мир талебовского Крайнестана, чудеса которого основаны на миллиардах, и попасть туда может каждый, если научится быть богатым)) Таким образом противоречия, который могут служит основой для того, что часто называют классовой ненавистью, приводят к желанию отождествиться с эксплуататором, либо заняв его место, либо просто расположившись рядом. И вместо желания сменить систему на более справедливую, появляется желание занять в ней лучшее место. Можно ли придумать что-то лучшее для поддержания гомеостаза? Другим стержнем капиталистического общества является конкуренция всех со всеми, которой нет в Дивном новом мире.

Кроме того, картина технологического конвейерного производства каст в Дивном новом мире успешно скрадывает реальный процесс расслоения общества на классы и социальные группы, а также процесс производство социальных различий. А реальный социальный мир как раз весь пронизан сложнейшими многоуровневыми взаимоотношениями и противоречиями между различными классами и социальными группа. И это сложность крайне сложно передать в художественных произведениях.

Откровенно слабым местом у Хаксли является то, что он видел, вероятно, главную проблему в склонности масс к удовольствиям и развлечениям, которая при этом никак не объяснялась и бралась вне всякого контекста, а не в каком-либо типе социального устройства и социальных отношений.

Написано для группы Психологи против капитализма.

P.S. Хаксли, на мой взгляд, как мыслитель довольно слаб, а по ряду позиций он вообще мне чужд. В литературном отношении мне правда очень понравился его "Контрапукт", там очень хорошо и о фальши, и о лицемерии, и весьма антибуржуазно, и с юмором... А что касается "Дивного нового мира", то переоценивать его точно не стоит. Более того, в этом романе нет ничего такого, что было бы опасно для буржуазной культуры и он вполне может стать (и стал) просто частью общества потребления. Бодрийяр как-то сказал про "Матрицу", что этот фильм вполне могла бы снять сама Матрица, то есть в нем нет ничего революционного или контркультурного - вот и про "Дивный мир" можно сказать примерно тоже самое.

книги, литература, психология капитализма, потребление, кино, антикапитализм

Previous post Next post
Up