Covid-имплозия

Apr 28, 2020 22:26

Думал, что во время Ковид-кризиса буду больше писать в ЖЖ, но как-то не получается. Хочется использовать эти площадки для того, чтобы делиться чем-то конструктивным и оптимистичным, а не депрессивным и мрачным. Но поводов для оптимизма я пока не вижу, скорее наоборот. Некоторые современные левые интеллектуалы, типа Жижека, пишут правильные статьи, например, «Коронарус - путь к коммунизму» и другие, Хомский правильные вещи пишет - я их полностью поддерживаю, публичные фигуру должны об этом писать, я только за то, чтобы любая проблема становилась ресурсом для изменений в правильном направлении. Вот только именно сейчас я не вижу возможностей для таких изменений, хотя буду потом признать свои ошибки, если что.

Однако я вижу, что Мегамашина капитализма продолжает работать в штатном режиме, а на ее оперативный ремонт будут брошены те, кто в большей степени от нее страдает, а также те, кто совсем мало от нее выигрывает. А вот основные выгодополучатели (да и не только основные) уже сейчас еще раз нашли подтверждение того, что эта система прекрасна для них, что надо и дальше обогащаться все больше и больше - деньги спасут от всего, купить можно все. То есть будет продолжаться абсолютно слепое и бездумное воспроизводство существующей системы, где слепота взаимнообуславливает слепоту, и всем правит слепота.

Ну а я немного написал про Ковид-кризис-карантин, и про реакцию на все это.
Не написал там о своей ироничной интерпретации массовых фантазий о «грядущем фашизме и концлагере»)))) Нет, в принципе, возможно все, в будущем. Но на кой черт сейчас кому-то фашизмы и концлагеря старых образцов??? Это же и не экономично, и не эстетично. Современный меняющийся капитализм диктует совершенно другое, он продуцирует совершенно иные методы и стратегии социального управления (и манипуляций). А у фантазий о том, что нас (народы) кто-хочет обрушить какие-то репрессии, поместить в «концлагерь» и «душить, душить, душить» , есть, на мой взгляд, следующие психологические и экзистенциальные основы, невеселые, грустные основы. Это фантазии о том, что мы и наша жизнь имеет хоть какую-то значимость. Ведь система и власть обычно репрессирует тех, кто представляет для нее угрозу, а значит имеет какую-то значимость (это мы все знаем хотя бы из историии из старых-добрых книг и фильмов). Но мы в современном капиталистическом обществе являемся просто полностью управляемой и безопасной биомассой, которую система использует как свое топливо (даже когда эта масса проявляется какую-то «активность», на деле являющуюся лишь исполнением сценария) наши жизни ничего не значат, все продались и все куплены; и мы на деле не нужны системе, если мы не бегаем за капиталистической идеей успеха, если мы не стремимся к деньгам, если не покупаем что-то постоянно, в в остальном она плевала на нас, она просто выкидывает не нужных на обочину, и все, без всяких репрессий. Такая ситуация порождает и отчаяние, и депрессию, и просто скуку, и «беспричинную» агрессию и другие реакции. Бодрийяр придумал, на мой взгляд, безумно интересную историю (интерпретацию) о превращении масс в черную дыру, как реакцию на контекст. А фантазия и скоры репрессиях имеет в этом смысле защитный характер - она позволяет видеть в своей жизни хоть какую-то значимость, хоть какой-то смысл, уводя от понимания нашего реального места в этой системе, как и от ее сути.
Такая история.

...Сейчас, когда в условиях противокоронавирусного карантина внесены изменения в экономическую жизнь социума, все чаще раздаются призывы (а нередко и требования) - "пора вернуться к нормальной жизни!" Но что за штука эта «нормальная жизнь»? Прежде всего здесь подразумевается размораживание экономической деятельности. Экономика, понятно, должна работать, но в данном случае речь идет о восстановлении, конечно же, капиталистической экономики, то есть капитализм приравнивается к «нормальной жизни», к «норме» (или к ситуации, когда «альтернативы нет», якобы нет). Но такая постановка вопроса, мягко говоря, не бесспорна.

Однако COVID-кризис, включая карантинные меры, действительно является очень сильным дестабилизирующим и даже опасным фактором не только для современной капиталистической экономики, но и для всего социального устройства. И в этом смысле ни карантин, ни замораживание экономики, ни различные ограничительные меры никому не нужны, они лишь разваливают и экономику, и всю систему социального контроля (управления).

Современное капиталистическое общество, в его «нормальном» (обычном) состоянии представляется собой, несмотря на огромные системные противоречия и конфликты, весьма гибкую, сильную и отлаженную систему, в которой методы социального контроля (управления, манипуляции, инжиниринга - можно как угодно все это называть) достигли невиданного доселе уровня изощренного совершенства. Этот контроль проникает практически все сферы и поры нашей жизни - от мировоззренческих установок (например, «культ успешности», «бухгалтерская субъективность», экономизация и конструирование человека экономического), до манипуляций в сфере потребления, рекламы, натаскивания на конкурентные отношений во всем, оккупирование бессознательного, воображения и т. д. В этом деле давно уже активно используются различные психологические теории и методы, включая теории научения, «подталкивания», нейромаркетинг и т.д. И все это очень эффективно работает уже много десятилетий; даже все попытки борьбы против этой системы и критику она довольно успешно ассимилирует, приобретая дополнительную гибкость. Капитализм сейчас просто требует «активности» и «мобильности» - нужно чтобы все работало по модели капитала - постоянное обращение, перемещение, рост… От людей также требуется постоянная активность, например, в сфере потребления - нужно больше покупать, пользоваться услугами, кредитами, перемещаться, ездить в турпоездки и тратить, нужно развлекаться и стремится к удовольствиям и счастью, надо быть счастливым, посещать всякие фестивали и мероприятия, нужно «самосовершенствоваться», открывать в себе какие-то возможно и ресурсы, надо использовать свое бессознательное и всякие внутренние «архетипические» энергии и т. д. При этом «надо» ощущать себя свободным, активным, счастливым и т. д.; у современных буржуазных исследователей «счастья» временами проскальзывает - счастливый человек будет эффективнее работать (а самое главное он будет меньше задумываться о сути существующей системы и возможностях ее изменения). Такой образ жизни просто жизненно важен для современного капитализма. Пустые супермаркеты - это кошмар для капиталистического общества, и тут дело далеко не только в экономике («В большей степени, чем традиционные институты капитала, гипермаркет уже стал моделью любой грядущей формы контролируемой социализации...»)

Нравится это нам, левым, или нет, но у капиталистической системы в последние десятилетия практически не возникало по-настоящему серьезным проблем. Поэтому сейчас и сама система, и все буржуазные лидеры, и все представители крупной буржуазии - одним словом все - стремятся прежде всего и как можно скорее вернуться на привычные рельсы.

И это рельсы эффективного и удобного социального контроля и манипуляции. В этом смысле противопоставление нынешних ограничительных карантинным мер и «прежней жизни» как жизни «свободной» является весьма сомнительным. Суть ограничительных мер карантина заключается в том, чтобы быстрее и надежнее вернуть прежнее состояние социальной системы, когда массы будут жить по чужому сценарию, считая себя при этом свободными, а временами и счастливыми. У каждой буржуазной власти, как и у верхушки крупной буржуазии, есть очень удобный, безумно эффективный и обкатанный сценарий по управлению социумом, когда эффективность и простота управления сочетается с хорошо работающими экономическими механизмами, позволяющим буржуазным «элитам» постоянно наращивать капиталы, а также с широким набором методов, с помощью которых можно довольно легко направить «активность» масс в нужное для системы русло. Для такой системы становятся просто не нужными авторитаризм или любые другие жесткие формы управления и контроля старого образца, которые становятся просто малоэффективными, громоздкими и… не эстетичными. В связи с этим, складывается впечатление, что страхи по поводу наступления какой-то там фашисткой (или какой-либо еще) диктатуры, когда «свободных» людей заточят в «концлагерь», призваны просто увести от понимания сути УЖЕ существующего социального устройства, а также от понимания того, какое мы все принимаем (неосознанное) участие в воспроизведение этого социального порядка.

Скорее всего, карантинные ограничения приведут в основном к тому, что, по мере его отмены, массы с новой силой и с еще большим рвением окунуться в существующий социальный порядок, подпитывая его. Хотя, конечно, будущее всегда открыто для самых разных возможностей.
Источник в ВК https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1463
и там же
Картина "Капитализм - это вирус", х/м, 2020.
Автор Paul Cabana,
Из фейсбука.

Бодрийяр, Жижек, антикапитализм, covid-19

Previous post Next post
Up