Речь пойдет главным образом о книге Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Но меня на самом деле интересует не столько сам Талеб и его теории (к нему я не могу относиться серьезно, а его основные идеи считаю несостоятельными), а почему ЭТО становится таким популярным и авторитетным в буржуазной(капиталистической) культуре
(
Read more... )
Что касается "философии", возможно, стоило исследовать, кто его назвал философом и, какое значение вкладывается в это слово. Например, буржуазный системный мыслитель Анатолий Левенчук неоднократно высказывался, что современная философия к античной или к философии 19 века (в т.ч. к диалектике)) не имеет никакого отношения. И точнее называть эту "философию" жанром литературы, одним из направлений мокьюментари. Подозреваю, что и сам Талеб именно так относится к своим книгам.
Вместе с тем, не понимаю критики его основного понятия "черный лебедь" с позиции - "он не так трактует факты". Во-первых, трактовка фактов - штука всегда относительная (произвольность категоризации, пунктуации, о которых говорит Бейтсон). Тем более, речь идет о вероятностных прогнозах развития сложных систем. Во-вторых, как бы он не обосновывал собственную метафору, есть её "исходный код" - странные аттракторы и эффект бабочки, которые описываются в рамках теории диссипативных систем. И если уж критиковать применение этих описаний в современной экономике, социальных науках и даже технологии, инженерии, то, по-моему, критиковать можно не столько с идеологических (марксистских) позиций, а напрямую - изнутри системного подхода - критиковать их инструментальное применение. Когда системное мышление используется только до определенного уровня - пока соответствует колебаниям "генеральной линии партии"*, но никогда по отношению к самой этой линии и интересам стейкхолдеров её определяющих. Опять же, было бы странно, если бы Талеб - плоть от плоти и кровь от крови финансового капитала попробовал бы это сделать...))
_______________________________
*Собственно, в СССР диалектика и марксизм использовались таким же способом. И мне тут видится не идеологическое различие, а общечеловеческое сходство - ради своей близкой выгоды закрывать глаза на отдаленные и/или чужие последствия.
Reply
Я же, мне кажется, лишь старался зафиксировать некоторое несовпадение между претензиями Талеба на объективность и чистоту от влияния разных там теорий и идеологий на него с тем, что есть на самом деле. Ну, как я это все вижу, естественно.
Ну, не знаю, если уж в том, что я написал можно уловить обвинительные нотки... ну и черт бы с ним. Талеба обвиняли и критиковали куда более увесистые фигуры, ничего, переживет))))
В конце концов, это ему и нужно - критика, внимание, провокации, некоторая доля скандальности - в этом смысле я ему подыгрываю)), обращая на него внимание)))
И ведь кстати сам Талеб раз разом повторяет, что все вокруг неправильно толкуют факты, а именно он видит "реальность". Даже в той основной цитате, которую я привел - "Только не обманывайте себя, вспоминая то, чем набили вам голову занудные школьные учителя".
"трактовка фактов - штука всегда относительная"
- вот, это сложнейшая проблема. У меня на эти вопросы нет окончательного ответа, да и ни у кого нет, наверное.
Да, окончательная и исчерпывающая трактовка фактов - это тоже фикция, ну или самообман.
С другой стороны, тот же Бейтсон много времени потратил на изучение логики и принципов научного познания, и он, насколько я понимаю, очень старался очень внимательно обращаться с понятиями и метафорами, а также с принципами аргументации. Иначе мы получим анархию в самом негативном смысле этого слова.
У концепта "черный лебедь" большие проблемы с аргументацией, опять же на мой взгляд.
А про проблемы этого концепта с точки зрения системного подхода - это я, Алексей, с тобой полностью согласен. Я тоже думал в этом направлении, но не написал. Вообще, я написал только часть из всего того, что мне пришло в голову по поводу всего этого - и так получилось многовато))
Решил в основном остановиться на критике слева.
Да и просто уже стал терять интерес к господину Талебу. В принципе, его, интереса, особенно и не было изначально. Когда о нем стали говорить, я погуглил, немного почитал то, что удалось скачать, да и забыл, ибо не увидел ничего серьезного, с моей точки зрения. А сейчас я к нему вернулся только благодаря аудиокнигам. Начал слушать лебедя с интересом, но потом... стал материться, с борясь с желанием бросить)))
Сейчас я с большим интересом про книгу Млодинова о случайности поговорил. Кстати, хочу следующий пост о ней написать. Совершенно другое впечатление у меня от этого автора. Самое положительное.
Или вот Нардонэ. Или про "реальность второго порядка", как об этом писал Вацлавик. Тут же у них тоже подводные камни есть, в рассуждениях. И возможность использовать все эти идеи в русле подхода ad hoc.
Reply
Рассматривать общество как систему - это очень и очень спорно. То есть перетаскиваться законы из биологии, из физики и даже кибернетики - это все занятно, это даже хорошее интеллектуальное упражнение, это даже выглядит красиво, но очень и очень спорно.
Даже такая штука, как "семейная система", тоже по большому счету спорный конструкт. Хотя и помогает психотерапевтам в работе.
Reply
Reply
Я за использование социологического подхода и его развитие.ПРи этом я конечно же ни в коем разе ни за "чистоту" социологии от других теорий и подходов.
Но как можно повторять песни об обществе и гомеостазе, если сколько угодно есть примеров, когда общество нисколько не стремилось вернуться к прежнему состоянию после каких-то перемен?
И мне с давних запомнились слова Фрейда о том, что все-таки, несмотря на собственные исследования физиологии человека, склонен искать объяснение психологических проблем именно в психологии.
По поводу идеологии... тут как обычно надо определяться с понятиями, что мы понимаем под идеологией.
Я согласен с тем, что идеология это не какие-то определенные Большие Теории или религии, а просто наш повседневный взгляд на мир, наше повседневное мышление. Даже, например, перцептивно-реактивные сисемы, о которых пишет Нардонэ, тоже являются идеологией. А когда мы меняем "дисфункиональные" способы реагирования на мир на "функциональные", мы просто меняем одну идеологию на другую)))
Я, наверное, сейчас еще ссылки дам по поводу определения идеологии.
Reply
Другое определение идеологии - и его я готов принять (здесь я остаюсь старомодным марксистом): система, которая легитимизирует существующие отношения господства. Она не обязательно при этом врет, разумеется.
...
- О'кей, то есть если мы сохраняем критическое отношение к идеологии, мы все рано находимся в ней? Есть ли выход?
- Просто высмеивать ее, к чему все мы склонны, недостаточно. Но я верю, что мы можем освободиться от идеологии, открыто признав и продекларировав не только ее существование, но и свое место под ее гнетом. Дело в том, что мы не должны забывать: природа любой идеологии такова, что та может действовать только подспудно. Никогда - напрямую. Стоит провозгласить идеологию, ее истинный смысл и цели, как ты уже подрываешь ее силу. Об этом много писала Джудит Батлер - подлинное подавление возможно только при соблюдении видимости всеобщей свободы. Приведу пример. Не знаю, как в России, но на Западе во всех современных мегакорпорациях самый главный босс, главный эксплуататор, никогда не ведет себя как начальник или тем более тиран. Он подойдет, приобнимет тебя за плечи, пошутит, справится, как дела, - в общем, будет вести себя так, словно начальник - ты. Но ведь хозяин здесь все равно он. Поэтому открыто признать этот факт - уже первый шаг на пути к освобождению от идеологии. Сказать: «Хватит притворяться и играть в этот союз равных. Ты хозяин». Таким образом, ты уже лишаешь его части силы".
http://archives.colta.ru/docs/20836
И вот здесь автор очень неплохо все собрал
https://thequestion.ru/questions/88340/chto_takoe_ideologiia_po_zhizheku_ae86b997
" С его (Жижека) точки зрения идеология не пелена, наложенная на взор людей капитализмом. Скорее она есть желанная защита от столкновения с чудовищной и травматической реальностью. Люди создают идеологию спонтанно и наиболее приятный сценарий человеческого мышления состоит в том, чтобы никогда не выходить за ее пределы. Идеология есть форма психоаналитического вытеснения, которую можно сравнить с тем, как Фрейд описывал вытеснение страха и осознания смерти из сознания человека. Идеология нужна нам для того, чтобы не думать, как все обстоит на самом деле. Женщина, которая выходит замуж, рада обманываться романтическими иллюзиями. Футбольный болельщик-патриот не желает думать о том, что в действительности он всю жизнь будет работать на тех, кто сидит в вип-ложе: болельщик хочет радоваться или печалиться вместе с фактическими хозяевами его жизни, когда наблюдает за игрой "своих". Солдат счастлив верить, что он умирает за нечто большее, чем он сам, даже если смерть наступила в результате безумного приказа пьяного полковника. Верующий рад целовать руки священнику, полагая, что последнего послал к нему Христос".
А, ну и вот еще :)
То, что воплощает собой игра Pokémon Go, - это просто-напросто базовый механизм идеологии. Идеология - это древнейшая версия «дополненной реальности».
https://knife.media/incontinence-of-the-void/
Reply
Leave a comment