Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла - появляются интересные книги, переводы. Например:
«Я в рейтинге, следовательно, существую. Карло Штренгер. Страх незначительности».
Из книги "Быстрая черепаха: Неделание как способ достичь цели" Дайана Реннер, Стивен Д’Соуза.
На Флибусте есть эта книга, а небольшой отрывок можно
прочитать здесьКнига вроде бы действительно неплохая.
Но самое интересное, что перевели и
книгу Карло Штренгер «Приключение Свобода. Цивилизованное презрение», а автор - швейцарский и израильский философ, психоаналитик, социальный мыслитель левоцентристского (!) направления. Его я бы тоже почитал. А еще раньше прошла информация об
издании сборника текстов аргентинского психоаналитика левого толка Хорхе Алемана «Об освобождении. Психоанализ и политика». Понимая психоанализ политически и скрещивая его с социалистической мыслью, прежде всего, с марксизмом, автор старается наметить очертания нового политического проекта левых, который сам называет «лаканианской левой». В опубликованных на разных сайтах отрывках автор писал о необходимости понимания принципа циркулярности, что весьма интересно слышать от психоаналитика!
Что касается «страха незначительности», то он нем, конечно, написано уже довольно много - и психоаналитиками, отдельно я бы выделили Эриха Фромма (у него вообще очень глубокая и системная теория), и экзистенциалистами, и экзистенциальными психологами и психотерапевтами, а также психотерапевтами других направлений.
«Страх незначительности» - условный термин, в моем понимании отсылающий к целому ряду сложный проблем. И этот страх, эти проблемы играют огромнейшую роль (в качестве важной составляющей фундамента) и в социальных, и в политических проблемах. Эксплуатируется этот страх просто напропалую… А в условиях капитализма просто в еще больших масштабах.
Из книги "Быстрая черепаха: Неделание как способ достичь цели"
Дайана Реннер, Стивен Д’Соуза
"Озабоченность статусом усугубляет страх незначительности. Этот термин ввел в своей одноименной книге экзистенциальный психолог Карло Штренгер. Он полагает, что с 1980-х гг., ознаменованных неолиберализмом Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана на фоне окончания холодной войны, существует две модели так называемой хорошей жизни. Основу одной составляет известность человека. Популярность постоянно определяется при помощи разного рода рейтингов, лайков в соцсетях, телевизионных реалити-шоу, причем заметность и узнаваемость лишь подстегивают желание прославиться еще больше. В основе другой модели - финансовая успешность, измеряемая как сумма активов человека, сведения о стоимости его приобретений или число покупателей производимого им продукта.
Штренгер утверждает, что включенность в эти системы одновременно формирует и разрушает нашу идентичность и чувство самоуважения, а мотивом поступков становится порождаемый ими страх. Каждый человек становится товаром. Критически осмыслив, насколько наша идентичность зависит от работы и навязанных массовой культурой ценностей, мы сможем поступать по собственному усмотрению и заниматься тем, что важно именно нам.
Ощущение несоответствия общепризнанным критериям успеха может заставить стремиться к ним еще сильнее. Недовольство и тревога, порожденные такими опасениями, побуждают к еще более упорной работе. Кроме того, чтобы отвлечься от неприятных мыслей о том, чего недостает в жизни, человек искусственно загружает себя разного рода занятиями.
Стивен:
В 2011 г. меня пригласили выступить на конференции TED в Бухаресте. Я был польщен, но отчасти побаивался, и с приближением события меня начали одолевать мысли о том, чтобы отказаться.
...
читать дальше