Не так давно один из представителей театральной интеллигенции (К. Райкин) употребил понятие "некрофилия" применительно к социальным проблемам - "У нас некрофильское государство". Использовать термин "некрофилия" столь широко стали, скорее всего, после исследований Эриха Фромма и решили вспомнить, что понимал под этим понятием один крупнейших представителей фрейдомарксизма. В конце концов можно предположить, что именно под влиянием идей, образов и метафор, содержащихся "Капитале" Карла Маркса, Фромм решил именно таким образом развернуть теорию некрофильского характера.
Я сильно сомневаюсь, что Райкин имеет внятное представление об идеях Фромма, поэтому решил немного написать об этом.
Наиболее полно свое понимании некрофильского характера Фромм раскрыл в фундаментальной работе «Анатомия человеческой деструктивности». Лучше всего, конечно, читать всю эту книгу, ибо фроммовская концепция некрофильского характера органично вписана в его социально-психологическую теорию агрессивности и деструктивности и других его идей; иными словами, контекст всегда предельно важен.
По Фромму, как деструктивность, так и некрофилия, являются результатом сложного взаимодействия социальных условий и экзистенциальных потребностей человека.
Нельзя не сказать, что такое понимание некрофилии вряд ли может претендовать на научную строгость, но оно вполне может быть использовано для того, чтобы с самых разных сторон рассмотреть многие актуальные проблемы и мнимые очевидности, то есть для проблематизации и критического анализа.
Фромм считал, что капитализм и рыночная экономика, стремящиеся превратить абсолютно все в предмет купли-продажи и средство для извлечения прибыли, продуцирует деструктивный континуум: нормальный накопительский характер -садистский характер - некрофильский характер. Некрофильские тенденции просматриваются в роботизации трудовой и повседневной жизни, в обезличивающих межличностных отношениях, в поклонении и обожествлении собственности, вещам, техники и всему механическому, порядку и пр. Важной чертой некрофильского характера является также восприятие окружающего мира через фильтры механицизма и стремление строить отношения с другими людьми, как если бы они были вещами.
В концентрированном виде некрофилия и настоящий некрофильский характер встречается крайне редко, в основном же можно наблюдать сложные сочетания черт различных типов характеров, где некрофильские черты могут быть более или менее выраженными, и тенденций в социальной жизни.
В своей фундаментальной работе «Анатомии человеческой деструктивности» Фромм все это разбирает самым подробным образом.
отрывки из этой его
книги здесьа также из одной из лучших статей о Фромме от известного марксиста Александра Тарасова - НАСЛЕДИЕ ЭРИХА ФРОММА ДЛЯ РАДИКАЛА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Несмотря на то, что эта фроммовская концепция некрофилии и биофилии является конечно же очень размытой, она тем не менее мне нравится и я считаю ее полезной как инструмент для критики и проблематизации. Хорошо также, что она не выглядит политкорректной, термин «некрофилия» (на самом деле к нему можно относиться как к метафоре) весьма остр и ярок и это хорошо, особенно в свете тенденции к "сглаживанию" острых углов.
При этом также хорошо бы понимать, что «мертвое» - это не какая-то сущность, как и «живое», которое можно либо любить, либо не любить. Здесь не об этом речь. Необходимо раскрыть понятие «живого», которое есть ПРОЦЕСС, имеет смысл также вспомнить о теории живых систем. Вот это главное, а иначе термин «некрофилия» легко превратиться в ярлык, который можно легко наклеивать на что угодно, по желанию.
Другой важный момент. «Некрофил» он как-бы любит не-живое, мертвое, но сам-то предпочитает оставаться живым. И очень интересно посмотреть, как эта любовь к мертвому вписана в систему отношений с другими людьми. Можно привести такой пример. Человек заботится о своем автомобиле так, как он не заботится о членах своей семьи - это чистая коммуникация, чрезмерная любовь к автомобилю есть послание окружающим. Безусловно это лишь один из примеров, не охватывающий всего остального.
Важно ухватить отличия живого, жизненного процесса от всего не-живого. Жизнь - текуча, изменчива. Можно также говорить о развитии, о самоорганизации (живых систем), эмергентности и т. д.И вот тут становится еще интереснее, любовь к вещам, к технике, к прошлому - это одно, а вот применительно к социуму и человеку - уже несколько другое. И здесь можно выйти на другую важную тему - на страх перед изменениями, в том числе и внутренними. Что такое фроммовская некрофилия в этих сферах? - приверженность неизменному порядку, правилам, традициям, привычкам, социальным ролям, стереотипным реакциям, когнитивным стереотипам, догмам и пр. И если это «некрофил» пытается и других заставит так жить (а так оно чаще всего и бывает), значит это все можно понимать как проблему борьбы за власть в человеческих отношениях, в коммуникации. А такая власть действительно способна омертвить. И тут все очень близко к теме шизофренизации, когда под маской «человеческих отношений», «заботы» и пр., происходит манипулятивное влияние. И в каком-то смысле живое (способное изменяться) превращается в неживое (в застывшие формы отношений, застывшее движение мысли и эмоциональной жизни).