Можно конечно сколько угодно цитировать такого замечательного мыслителя, как, например, Эдгар Морен, вот только подобные идеи и сам тип мышления крайне мало востребованы социумом (катастрофически мало). Востребовано совсем другое, к сожалению. И это хорошо видно в случае обострения проблем и конфликтов.
Теракты в Европе работают на усиление националистов, правых, неофашистов, на усиление существующей власти и военно-репрессивного аппарата, одним словом, на деструктивные тенденции в социуме. Одновременно отодвигаются другие проблемы, такие как конечно социальное неравенство и несправедливость и пр. Начинает просматриваться крайне банальная демагогия: «да, у нас растет социальное неравенство и безработица, зато нет судов шариата и никто не заставляет учить всякие священные тексты и т.п.», которая, увы, часто действенна. Что за зверь такой - «внешний враг», зачем он нужен и кому - все это давно хорошо известно.
Помимо терроризма есть много других примеров.
Украина показала насколько глубоким может быть регресс в случае усиления национализма, используемого властными и капиталистическим шайками в борьбе за власть.
Те же националистические тенденции давно уже стали усиливаться и использоваться и в Европе, и в России. А в последней еще мы можем наблюдать и сгущение религиозного (православного) мрака.
Но теракты в Европе и реакция на них, катастрофические события на Украине - это обострение и усугубление болезни. Хронической. «Болезнь» - это само устройство капиталистического общества, в котором правит логика капитала, а люди, превращенные в винтики и обслугу вампир-капитала, не способны (боятся, не могу, не научены мыслить) понять, что проблемы заключены в самом строе (системе), которую они сами по большей части неосознанно поддерживают, и что просто «удобнее» видеть врага где-то вовне, чем понять суть существующей системы отношений и начать разбираться с ней и с твоим работодателем-собственником.
Таким образом, работают давно отлаженные петли обратной связи, которые либо консервируют проблемы, либо усиливают их.
И всю эту ситуацию можно сравнить, например, с проблемной семьей (семьей с проблемными отношениями), где эта патология отношений, вместе со множеством конфликтов, может воспроизводиться десятилетиями почти не меняясь, или все-таки дело дойдет какого-либо крайнего обострения. Но есть и другой путь - изменение, самосозидание, конструирование своей жизни, но этому нужно учиться, нужны и знания.
Важно понять отношения между прогрессивными теориями и идеями, с одной стороны, и «остальным обществом», с другой стороны. Понятно, что это не какие-то разные стороны, включая реакционные и откровенно деструктивные идеи, все это есть живая система.
Лучшее понимание того, как устроены взаимоотношения и связи внутри системы, должно привести к пониманию того, как могут происходить изменения.