"Игра престолов"

Jun 17, 2015 21:37



Как выжить под прессингом одного из самых деструктивных родительских «программирующих» посланий - «лучше бы ты не родился», а также в атмосфере войны «всех против всех»? Это совсем не просто, но результат того стоит))
Речь идет, разумеется, о судьбе персонажа Тирион Ланнинстер и эта линия - самое интересное для меня в «Игре престолов».

Мало того, что он жил под прессом послания «лучше бы тебя не было», его еще обвиняли в том, что он был причиной смерти матери при родах, ну и к тому же он был карликом, т. е. «неполноценным». При этом он все-равно до определенного момента оставался признанным членом королевской семьи, а все вышеназванные послания шли неявно, подспудно (и все это было с самого его детства), а атмосфера фальши и лицемерия бывает еще похуже открытой ненависти. Однако все эти крайне деструктивные и противоречивые условия, плюс какие-то другие факторы, способствовали (очень нечасто такое бывает, но.. бывает!) весьма сильному развитию способностей к коммуникации, установлению отношений, эмпатии, абстрактному мышлению и эрудиции. Стать воином, накачать мышцы, научиться махать мечом чтобы безжалостно рубить голову врагам он не имел возможности, авторитета представителя царской семьи тоже не было, то есть на силу опираться возможности не было, пришлось вот научаться другому и совершенствовать эти навыки. В результате пришел к философскому мировоззрению, к довольно глубокому пониманию мира, людей и социальных отношений. Допускал высказывания в духе))) почти что социального конструктивизма, был не чужд и гуманистическим принципам, ориентирован в сторону возможности изменения мира к большей справедливости, понимает, что это и можно, и нужно делать. Судя по всему, отвергают идею «неодолимых различий» между людьми, служащую оправданием социального неравенства; еще в начале первого сезона изрек, что различия между «одичалыми» и теми, кто находится южнее Стены, состоит лишь в том, что родители и тех и других просто оказались по разные стороны Стены. В каком смысле, Бес (Тирион) - человек будущего. И очень интересный пример с точки зрения психологии.

Но нужно сказать пару слов и о сериале в целом. Он оставляет крайне противоречивое впечатление, на что и рассчитан)) Это продуманный и хорошо сделанный (сложно это не признать) коммерческий проект, его создатели прекрасно понимают, чем и как «цеплять» зрительскую аудиторию.

Его просмотр, помимо всего прочего, заставляет вспоминать Жана Бодрийяра, который в статье «Злой демон образов» писал:

Отмечено, что война - это продолжение политики, но другими средствами; а образы, медиаобразы - это уже другие средства для продолжения войны. Возьмем Апокалипсис сегодня. Коппола снимает свои фильмы так, как американцы воюют - фильм лучшее из возможных свидетельств - с той же неумеренностью, с той же неуёмной тратой средств, с той же чудовищной безупречностью…и тем же успехом.


...Коппола ... испытывает мощь вторжения кинематографа, измеряет его влияние, когда кино становится непомерным конвейером для создания спецэффектов. В этом смысле фильм - это самое настоящее продолжение войны, только другими средствами, завершение незавершённой войны, восхождение к её апофеозу. Война становится фильмом, фильм - войной, оба они связаны технологической экспансией.»

И то же самое можно сказать про «Игру престолов». Это самое настоящее наступление)) на телезрителя, наступление на его воображение. В нем много шокирующей жестокости, насилия, войн, пыток, эротики, мистики, в нем есть настоящие клинические психопаты, садисты и даже садистская культура, где любят сдирать кожу с людей, есть драконы, «белые ходоки» и армии «оживших мертвецов», управляемых ими... Не хватает, пожалуй, какого-нибудь «Хищника» (Predator), который, не торопясь и в свое удовольствие, охотился бы и на бравых рыцарей-завоевателей, и на ходоков. Оно даже очень органично смотрелся бы в той компании.))) «Чужой» вряд ли бы подошел в силу своей суетливости, сеющей слишком много хаоса и разрушения вокруг))) - для длинного сериала не подойдет.

«Игра престолов» - это мир симулякров. Я бы даже так сказал: это симулякр, который знает, что он симулякр. Мы видим этакое псевдосредневековье, псевдоисторию. Это как годовые кольца на дереве, сделанном из пластика - какой год они означают? (А. Цветков в своей недавней статье о Бодрийяре приводит такой пример: «В 1970-х, когда имя Бодрийяра стало звучать на всю Францию, а потом и на всю Европу, в моде был пластик, изображающий дерево. Годовые кольца, нарисованные на пленке. Давайте спросим себя, какой именно год изображают эти «годовые кольца»? Абсурдный вопрос, легко позволяющий почувствовать что, собственно, такое «симулякр», который переводят как «кажимость» или даже «призрак»). Так вот, я не вижу никакого смысла в том, чтобы пытаться провести какой-то «реалистичный» анализ «Игр престолов». Это будут лишь симулякры, соотносящиеся с другими симулякрами, но не с реальностью.

Проблема может быть вот еще в чем. Одно дело, смотреть это все как занятное фэнтези, как сериал-симулякр, другое - видеть в нем какие-то сходства с реальностью, с настоящей историей. И, судя по всему, идиотов (да простят меня боги системного мышления за такие термины))), которые могут думать, что сериал «отражает» «естественную» борьбу всех против всех, где побеждает сильнейший, хватает. Между тем сериал такими своими сторонами лишь льет подпитывает невротические фантазии некоторой части зрителей. А сцены жестокости и разрушения относятся не к настоящей «реальности», а к самому фильму, ткань которого постоянно разрушается, и к восприятию.

Искать в «Игре престолов» связь с реальной историей просто глупо. В задачи его создателей ведь не входило раскрыть, например, экономическую и финансовую составляющую (а ведь любая армия, любая война требует очень больших денег) жизни. Зачем показывать обыденность, рутинный труд и пр. Зачем показывать очень большую сложность любого общества, в котором сплетены в клубок многочисленные противоречия, в котором много пластов. Бесконечные войны, интриги, разборки королевских кланов, отрубание голов, пытки, насилие и изнасилования, драконы и зомби - это более подходит для коммерческого проекта (то есть радикальное упрощение мира). Ну не показывать же Средневековье так, как это сделал Бергман в «Седьмой печати»? Даже вроде бы действительно любопытная тема - эта странная мистическая организация «безликих», поклоняющихся «многоликому богу», подается вскользь, так чтобы зритель, по-возможности, не был занят размышлениями))) Хоть, конечно, понятно к чему в данном случае отсылают авторы сериала.

Итак, сериал производит впечатление какой-то избыточности и саморазрушительности. И опять-таки Бодрийяр «Эстетика утраты иллюзий»:

«Следует посмотреть эти фильмы - "Бартон Финк", "Основной Инстинкт", "Моряк и Лулу" и т.д. - которые не оставляют место для какой бы то ни было критики, поскольку они сами уничтожают себя, так сказать, изнутри. Полные цитат, изобильных деталей, хай-тех-приемов, они несут в себе кинематографический шанкр, внутреннее перепроизводство, раковую опухоль своей собственной техники, своей собственной сценографии, своей собственной кинематографической культуры. Такое впечатление, что сами режиссеры страшно боятся своих собственных фильмов, что они не могут их вынести (то ли из-за чрезмерных амбиций, то ли от недостатка воображения). В противном случае, чем объяснить эту чрезмерность задействованных технических средств и затраченных усилий, которые способствует лишь дисквалификации собственного произведения чрезмерной виртуозностью, специальными эффектами, мегаломаническими клише - как будто задача в том, чтобы извести, заставить страдать сами образы, извлекая из них все возможные эффекты до такой степени, пока сценарий, задуманный как саркастическая пародия (поверим, что пародийность здесь сознательна), не превратится в порнография образов. Все запрограммировано на то, чтобы предельно разочаровать зрителя, чтобы оставить у него только одно чувство - чувство излишества кинематографа, который таким образом заканчивает свой собственный демонтаж, в качестве инструмента очарования, творца иллюзий.»

С этой точки фильм выглядит более чем симптоматичным.

Но! Я согласен с Роланом Бартом, показавшим, что лучше, говоря кратко и упрощенно, не искать нигде никакого уже готового и фиксированного смысла, который нужно правильно извлечь и понять.

Поэтому, несмотря на то, что «Игра престолов» вроде бы очень хорошо вписывается в бодрийяровскую интерпретацию саморазрушительных тенденций если и не всей нашей культуры в целом, то вполне определенной ее тенденции, в сериале можно найти и кое что-то другое. Например, персонажей, убежденных в возможности изменения идщества и возможности другого мира, хоть их и катастрофически мало (Джон Сноу еще, но...). То есть в этом мире можно не только выжить, не втянувшись в разрушительные отношения, но и пытаться еще что изменить в этом мире.

Хотя, конечно, порой начинает казаться, что для унивесрсума «Игры престолов» более логично погибнуть в каком-то полном апокалипсисе, где на зомби-армию Белых ходоков с севера, вместе с которыми идет долгая и жутко холодная зима, пойдут аналогичные полчища)))) Горячих ходоков с юга))), вместе и испепеляющей жарой, и битва между ними сотрет в порошок оставшихся и победивших остальных в мире людей армии религиозных фанатиков и психопатов-садистов. Короче, погибнут все)) Кроме, быть может, безликих, Тириона и еще кого-либо)

Бодрийяр, кино

Previous post Next post
Up