Зачем капитализму нужен расизм? (И. Валлерстайн)

May 23, 2014 13:27


Из книги  И.Валлерстайна «Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация»

«Расизм являлся идеологическим оправданием иерархизации рабочей силы и крайне неравного распределения её вознаграждения. Под расизмом мы понимаем набор (set) идеологических положений в комбинации с постоянным комплексом социальных практик, результатом которых было сохранение сильной взаимосвязи между этничностью и размещением рабочей силы во времени. Идеологические положения существовали в виде утверждений, согласно которым генетические и/или долгосрочные особенности «культуры» различных групп - это основная причина различного положения этих групп в экономических структурах. Тем не менее представление о том, что некоторые группы по каким-то признакам были «выше» других в их способности к той или иной экономической деятельности, всегда возникало после, а не до включения этих групп в рабочую силу. Расизм всегда приходил post hoc. Утверждалось, что политически и экономически угнетённые являются культурно «низшими». Однако если по какой-либо причине их место в экономической иерархии менялось, то, как правило, изменялось и место в социальной иерархии (конечно, с некоторым запозданием, поскольку устранение результатов предыдущей социализации всегда занимало время - жизнь одного-двух поколений).

Расизм выступал в качестве всеохватывающей идеологии, оправдывающей неравенство.

Однако он представлял собой и нечто большее. Он был средством социализации различных групп для выполнения их роли в экономике. Внушаемые взгляды и отношения (предрассудки, явно дискриминационое поведение в повседневной жизни) определяли рамки дозволенного и законного поведения для самого человека и для других людей в домашнем хозяйстве и этнической группе. Расизм, как и сексизм, функционировал как самосдерживающая, самоограничивающая идеология, порождая ожидания и в то же время ограничивая их.

Расизм носил конечно же не только самоограничивающий, но и угнетательский характер. Он служил средством удержания низкостатусных групп в определённых социальных границах и использования среднестатусных групп в качестве неоплачиваемых солдат мировой полицейской системы. Таким образом не только существенно сокращались финансовые издержки политических структур, но и затруднялась возможность антисистемных движений мобилизовывать широкие массы (populations), так как расизм структурно противопоставлял одни жертвы системы другим.

Феномен расизма далеко не прост. Существовала в некотором смысле базовая мировая линия разлома, фиксировавшая относительный статус в мир-системе как в целом. Это была «цветная» линия. То, что было «белым», или высокостатусным, являлось, безусловно, социальным, а не физиологическим феноменом. На это указывает исторически менявшееся в мировых (и национальных) социально определённых «цветовых границах» положение таких групп, как южные европейцы, арабы, латиноамериканские метисы и жители Восточной Азии.

Цвет кожи (или физиология) - это ярлык, который было легко исполь¬ зовать, так как его по самому его существу трудно скрыть. До тех пор пока он был исторически удобен (надо помнить, что корни исторического капитализма - в Европе), его использовали. Когда же он не срабатывал, от него отказывались или его модифицировали в пользу других идентифицирующих черт. Таким образом, во многих местах наборы идентифицирующих средств стали довольно сложными. Если вдобавок учесть тот факт, что общественное разделение труда постоянно углублялось, то становится ясно: этническая/ расовая идентификация является весьма шаткой основой для определения границ существующих социальных групп. Группы приходили, уходили и довольно легко меняли свое самоопределение (и так же легко воспринимались другими как имеющие разные границы). Однако непостоянство границ любой данной группы соответствовало сохранению общей иерархии групп (на самом деле, вероятно, было её функцией), т.е. имела место этнизация мировой рабочей силы.

Таким образом, расизм был культурным столпом исторического капитализма. Его интеллектуальная пустота не помешала ему творить ужасные жестокости. Тем не менее, несмотря на рост мировых антисистемных движений за последние 50-100 лет, он лишь сравнительно недавно стал объектом резкой критики. Действительно, сегодня расизм в его грубых вариантах подвергается некоторой делегитимации на мировом уровне. Однако он - не единственный идеологический столп исторического капитализма. Расизм играет важнейшую роль в создании и воспроизводстве подходящей рабочей силы. Её воспроизводства тем не менее было недостаточно для бесконечного накопления капитала. От рабочей силы нельзя было ожидать эффективного и непрерывного выполнения её функций, если ею не управляли руководящие кадры. Эти кадры тоже надо было создавать, социализовывать, воспроизводить. Исходной идеологией, которая их создавала, социализовывала и воспроизводила, не была идеология расизма. Это была идеология универсализма.

Универсализм есть эпистемология, комплекс представлений о том, что можно познать и как это можно познать. Суть универсализма как идейной позиции заключается в следующем. Существуют значимые общие утверждения о мире - физическом, социальном, - которые универсально и постоянно верны, и что цель науки - поиск этих общих утверждений в такой форме, которая устраняет все так называемые субъективные, т.е. все исторически ограниченные элементы из процесса познания.
Вера в универсализм - главная опора идеологического небосвода исторического капитализма.»
http://redpsychology.wordpress.com/2014/05/21/%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%83-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BB/

О книге и скачать http://vk.com/club48902771?w=wall-48902771_2079

расизм, антикапитализм, Валлерстайн

Previous post Next post
Up