May 06, 2014 21:22
"В основе критики всегда лежит некий печальный опыт, заставляющий человека роптать: и не суть важно, пережит ли этот опыт самим критиком, или же он направляется судьбой другого (Chiapello, 1998). Такой опыт мы будем называть источником возмущения. Критика невозможна без этого первого эмоционального и почти что сентиментального порыва. Но одного зрелища страдания мало для членораздельной критики; критику требуется теоретическая база и аргументационная риторика, без них он не смог бы высказать, выразить индивидуальное страдание в терминах общего блага (Boltanski, 1990; 1993). Таким образом, можно утверждать, что существуют два уровня выражения критики - первичный и вторичный. Один восходит к области эмоций его невозможно заставить смолкнуть, он всегда готов вспыхнуть, стоит только обнаружиться каким-то новым ситуациям, вызывающим возмущение. Второй соотносится с теорией, рефлексией, аргументационной базой, именно он является опорой идеологической борьбы, он предполагает наличие ресурса концептов и схем, с помощью которых можно было бы связать подвергаемые критике исторические ситуации с определенного рода ценностями, способными приобретать универсальное значение. Говоря о безоружности современной критики, мы имеем в виду этот второй уровень. Но коль скоро задача критики заключается в том, чтобы выражать человеческое возмущение в рамках критических теорий и тем самым давать ему слово (что предполагает, впрочем, другие условия, которые мы не будем здесь рассматривать), не следует забывать, что способность человека к возмущению сохраняется даже тогда, когда кажется, будто критика умирает. Эта способность дает о себе знать с особенной силой среди молодых людей, которым еще неведомо характерное для старения ощущение закрытости поля возможностей; она может быть своего рода субстратом, на основе которого возможен новый подъем критики. Именно в нем заключена гарантия ее вечного обновления.
Несмотря на то что капитализм изменился, его природа (Heilbroner, 1986) не подвержена радиальным изменениям. Таким образом, источники возмущения, питавшие с момента зарождения капитализма его критику, по существу, не меняются вот уже два столетия. Эти источники относятся к четырем планам:
а) капитализм как источник разочарования и ощущения не подлинности, связанного с восприятием вещей, людей и чувств, образа существования вообще;
б) капитализм как источник угнетения, как нечто такое, что противоречит свободе, независимости и творческим силам человека, подчиненного под гнетом капитала, с одной стороны, господство рынка, этой безличной силы, которая фиксирует цены и определяет приемлемость и неприемлемость людей, товаров, услуг с другой - субординационным формам наемного труда (производственная дисциплина, неотступный надзор со стороны начальства, всесилие инструкций, регламентации, процедур); в) капитализм как источник нищеты рабочих и невиданного прежде неравенства;
г) капитализм как источник оппортунизма и эгоизма, поощряя исключительно индивидуальные интересы, он разрывает социальные связи, нарушает сплоченность общества, исключает какую бы то ни было близость между богатыми и бедными.
Одна из проблем критики капитализма определяется тем, что эти мотивы возмущения практически невозможно рассматривать все сразу, невозможно интегрировать в рамках связного и цельного анализа." (Болтански, Кьяпелло "Новый дух капитализма").
новый дух капитализма