Честность не порок. Наука и технологии России Большинство из нас считает себя честными людьми, полагая, что коррупционность является чьей угодно чертой, но только не нашей. Новые исследования показывают, что это иллюзия. С точки зрения эволюции приверженность высоким моральным принципам можно рассматривать как позицию, лишенную здравого смысла. Если все кругом обманывают, а ты играешь по правилам, то, в конце концов, ты останешься с наименьшим «уловом» (под «уловом» теория эволюции понимает все, что играет роль в оценке репродуктивного успеха). Неужели выход в том, чтобы хитрить самому и призывать к честности всех остальных? «Думаю, лицемерие - это фоновое состояние человека», - говорит психолог Роб Кузбан, автор книги «Почему все кругом лицемерят?» (Princeton University Press, 2010).
Если люди и бывают честными, то только потому, что у них нет достаточных возможностей для обмана, полагают Сэмюэл Бендахан и его коллеги из Федерального института технологий (Лозанна, Швейцария).
Они разработали игру, в которой участники должны распределять сумму денег между собой и «работниками». При этом можно повышать сотрудникам зарплату за свой счет, поддерживать фиксированные ставки для обеих сторон или снижать заработную плату работников и забирать ее себе (иначе говоря, воровать).
Только один участник воздержался от кражи в течение 10 последовательных раундов игры, сыгранных на реальные деньги (при этом предварительный опрос игроков показал, что менее 4% участников пойдут на такой неблаговидный поступок, как воровство). Однако ученые выделили трех особых игроков: если наделить их большей властью и предоставить варианты для сделок за чужими спинами, они вскоре отказываются от своих первоначальных моральных позиций. После первых пяти раундов 20% игроков прибегают к воровству. И, если бы им были предложены дополнительные способы поживиться за счет своих сотрудников, цифра увеличилась бы с 20% до 45%.
...
Забавные выводы. Если бы эти исследователи были бы более образованы))) и прочитали хотя бы "Прагматику человеческой коммуникации" Вацлавика с соавторами, то они могли бы попытаться рассмотреть коррупцию как один из шагов в сложных коммуникационных отношениях (коррупция - это коммуникация), а также увидеть более сложный контекст (чем просто некие культурные традиции отдельных стран), в который коррупция включена.
Что такое коррупция как коммуникация (будем считать, что все есть коммуникация)? Это попытка симметричного ответа на несправедливое и лживое устройство общества. Это тип симметричной коммуникации, приводящей к схизмогенезу. Это ответ и несправедливому общественному устройству, как таковому, и ответ конкретным личностям, символизирующим это устройство (представители Власти, капитала и т.п.).
Честность же в таком случае будет чем-то вроде комплиментарной позиции, но тут все конечно сложно (а пишу очень кратко).
Что такое "несправедливость общественного устройства?" Ответ на этот вопрос будет зависеть от дискурса, на который будем опираться при этом.
С точки зрения марксизма и анархизма тут все понятно. Классы, эксплуатация, эксплуатация наемного труда, частное присвоение результатов общественного труда, определение собственности как кражи, разрыв между классами, неравенство условий и возможностей и т.п.
Коммуникационный подход (и близкие ему направления, типа транзактного анализа Берна) добавит нам более яркое понимание того, что мы всегда включены в сложнейшие сети и цепочки нелинейных коммуникационных взаимодействий и игр, нередко патогенного свойства. В статье "КРИЗИС В ЭКОЛОГИИ РАЗУМА ОТ ВЕРСАЛЯ ДО КИБЕРНЕТИКИ" ( "Экология разума")
Бейтсон писал (приводя в качестве примера последствия того самого Версальского договора), что мы все живем в сумасшедшей вселенной потомков Атрея, где "сначала Тиест совратил жену Атрея; потом Атрей убил трех детей Тиеста, приготовил из них кушанье и подал Тиесту на пиру в честь перемирия; затем сын Тиеста Эгист убил сына Атрея Агамемнона, и наконец Орест убил Эгиста и Клитемнестру.
И так дальше и дальше. Трагедия недоверия, ненависти и разрушения, пульсирующих и самораспространяющихся через поколения."
Добавив немного экзистенциального анализа и экзистенциальной психологии, мы можем увидеть, что проблема отчужденного труда и вообще отчуждения, проблема эксплуатации ставит человека перед ситуацией, когда у него практически крадется очень большая часть жизни (а часто и здоровья), а взамен он получает... морковку, как тот ослик. Другой пример анализа - у
Бодрийяра. Тогда сложно отделать от вопроса - а почему не красть самому?
К тому же, есть еще очень актуальная и полезная
теория социального напряжения.
В 1961 году ученики Мертона Р. Кловард и Л. Олин опубликовали монографию “Делинквентность и возможности: теория делинквентных групп”. Авторы монографии убедительно показали, что общество, навязывая молодежи определенные ценности (в частности стремление к успеху) не замечает того, что их достижение является мало реальным для большинства молодых людей (что опять таки противоречит официально декларируемому равенству возможностей). На самом деле, подчеркивают авторы монографии, достигнуть социальных целей законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены для достижения успеха проявлять ловкость - нарушать закон и нормы морали. Молодой человек, попадая во взрослую жизнь, сталкивается совсем не с тем, что ему внушали в процессе воспитания.
Если коррупционные действия рассматривать без их экономической составляющей, то есть просто как демонстрацию своей нечестности и "заботы о себе")), как готовность использовать других для достижения этих целей (цель оправдывает средство), то можно предположить, что таким образом коррупционер пытается относиться к людям так, как раньше относились к нему, используя его в своих целях и играх (те самые семейные сценарии, коммуникационные паттерны - семейный или шире, проективные идентификации, то есть манипулятивное отношение).
Сама жизнь, сама реальность также может восприниматься как коммуникационный партнер, который либо отвергает человека, либо "принимает" его. Сама жизнь может восприниматься нечестной и несправедливой, хотя бы в том, что мы смертны - и если проблема конечности жизни не будет определенным образом "переработана", насколько это возможно, то она может "вылезать" в разных симптомах и конфликтах, о чем уже давно писали экзистенциальные психологи.
Короче говоря, коррупция - это просто часть гораздо более широкой и сложной нечестной игры, анализируя которую можно дойти до самих основ формирования общества. Но общество - это сама себя творящая реальность (Касториадис), которая не может не меняться. Но эти изменения - дело непростое, особенно когда имеешь дело с парадоксальными коммуникационными играми, настолько изощренными, что все попытки их изменить, все стремления выработать новые правила "игры", включаются в существующие коммуникационные паттерны, маркируясь как элемент прежней игры.
Сама экзистенциальная ситуация человека требует от него особых творческих усилий, чтобы изменить эти условия. Еще Бейтсон сравнивал ситуацию умоповреждающего даблбайнда с дзенскими коанами, отмечая, что даблбайнд может способствовать творческим прорывам. Если "повезет" :))))