технологии "освободили" их уже

Feb 08, 2012 14:29

А потом они подрастут и главной целью их жизни будет работа (любая, практически, лишь бы бабло шло) ради того, что обеспечивать питание сетей (одно из описаний процесса "потребления"), да так, чтобы посредством технологий вытеснять все сомнения. И что бы ничего Иного не было... И полное растворение. Иногда мне кажется, что современный мир - это какая-то черная пародия на дзен. :)
Итак, был проведен миниэксперимент.
Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия - игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. - были разрешены.


Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные - меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».
...(продолжение на Снобе)

Кто же потом будет заниматься сотворением истории, нового общества и нового человека???))))
Я конечно не мог не вспомнить свои давние инсайты, связанные с радиоточкой Маяк-202))) и то, что писал о технологиях, например,  Нил Постман: "...технологическая перемена это всегда обмен. Я люблю называть это фаустовой сделкой. Технология даёт и технология забирает. Это означает, что на каждое преимущество, предлагаемое новой технологией, всегда есть соответствующий ущерб. Ущерб может превышать важность преимущества, или преимущество может быть вполне достойным цены. Может показаться, что это довольно очевидный вопрос, но вы бы удивились количеству верующих в то, что технологии это всегда сплошное благо...
Вообще, лично я огромное значение вижу во внутренней способности психики человека к порождению образов, смыслов, переживаний, идей. Точнее будет сказать о построение собственного мира, производству субъективности. Понятно, что все эти замечательные процессы не могут идти только внутри, они разворачиваются на пересечении внутреннего и внешнего, но внутреннюю активность нужно еще запустить. И это уже отдельный ("теоретический") вопрос - есть ли изначально некая психическая монада (Касториадис), которая способно порождать образы из ничего, есть ли в бессознательном какие-то творческие "силы", или это в процессе вхождения в культурную матрицу психика становится чем-то вроде самоорганизующейся и самосовершенствующейся минисистемы (микрокосма); для меня важно внимание к существующей здесь и сейчас активности психики, которая может быть погашена или подвергнута тотальному "администрированию" со всеми вытекающими.
А про необходимое умение быть в одиночестве многие писали. Конечно, залезать в изолированную барокамеру, как Джон Лилли, необязательно, есть и другие практики...

технологии, активность, воображение

Previous post Next post
Up