thawer потихоньку переводит интересные психоаналитические тексты, среди которых
перевед Бриттона , где автор касается темы "психологических убежищ". "В литературе, как и в жизни, есть место эскейпизму, - как есть место и сну без сновидений. Фрейдовскую резервацию, в которой обитает мышление, руководимое желанием и принимающее желаемое за действительное, или
винникоттовское «пристанище иллюзии» можно найти в книгах, фильмах, театре и телевидении, но эти прибежища находятся в стороне от жизненных достижений и эстетического наслаждения. Они представляют собой разновидность психических убежищ, которые Джон Стайнер описал в одноименной теории и которые, если поселиться в них, принимают форму патологических организаций. При злоупотреблении, эскейпистский вымысел в виде, например, «мыльных опер» превращается в подобное убежище с типичным для психической регрессии элементом аддикции."
Я быстро вспомнил кое-какие другие примеры.
"Мы находимся здесь в очаге потребления, который представляет собой
тотальную организацию повседневности, тотальную гомогенизацию, где все
схвачено и преодолено в удобстве, в полупрозрачности абстрактного
«счастья», определяемого единственно как расслабление напряженности. Дрогстор, расширенный до размеров коммерческого центра и будущего
города, - это сублимация всей реальной жизни, всей объективной
общественной жизни, где ликвидируются не только труд и деньги, но и
времена года, этот издалека идущий цикл природы включен также, наконец, в
общую гомогенность! Труд, досуг, природа, культура, всё это некогда
разбросанное и порождавшее тоску и сложность в реальной жизни, в наших
«анархических и архаических» городах, все эти разорванные и более или
менее несводимые друг к другу виды деятельности - все это смешано,
размешано, наделено особым климатом, гомогенизировано в одном и том же
движении вечного шопинга, все это в конечном счете лишено пола в одном и
том же гермафродитном окружении моды! Все это, наконец, переварено и превращено в одну и ту же гомогенную фекальную материю, наверное, именно в результате исчезновения «наличных» денег, еще слишком зримого символа реальной фекаль-ности
реальной жизни и экономических и социальных противоречий, которые ее
некогда неотступно преследовали, - всему этому конец: контролируемая, смазанная, потребленная фекальность".
перешла теперь в вещи, повсюду рассеяна в неразличимости вещей и
социальных отношений. Как в римском Пантеоне синкретично сосуществовали в
огромном «дайджесте» боги всех стран, так в нашем Супершопингцентре,
который для нас является нашим Пантеоном, нашим Пандемониумом,
объединились все боги или демоны потребления, то есть все виды
деятельности, все работы, все конфликты и все времена года, уничтоженные
в одной и той же абстракции. В субстанции объединенной таким образом
жизни, в этом универсальном дайджесте не может больше быть смысла: невозможны
больше мечта, поэзия, работа рассудка, то есть великие схемы
перемещения и сгущения, великие метафоры и противоречия, которые
покоятся на живом соединении различных элементов. Единственное, что
здесь царит, - это вечная замена гомогенных элементов. Нет больше
символической функции, есть вечная комбинаторика «среды» в условиях
вечной весны."В самом деле, я думаю, что таких убежищ ОЧЕНЬ много. Бодрийяр приводит лишь один из примеров. Кроме того, имеет смысл хорошенько подумать о том, что вообще представляет из себя та часть жизни, которая противопоставляется "убежищам" и "резервациям". :) Что такое культура, цивилизация, социальное устройство и пр., которые выглядят так реально...)) (на первый взгляд)))
Быть может, все это тоже является "резервацией"?) И в данном случае лучше говоритть об убежище в резервации? )))