Это многомерное явление, конечно. Но что можно сказать о нем, используя идеи Касториадиса о радикальном воображаемом и о психическом устройстве, как таковом? Под фанатизмом я понимаю "непоколебимую", часто аффективно нагруженную веру в в существование различных "богов", "сил", в системы предписаний ("координат), в "идеи", в "священные тексты" (не обязательно религиозные) и т.п. В общем, в то, что не воспринимается непосредственно, хотя точно определить феномен фанатизма тоже не так просто (как и все остальное). Кроме того, фанатизм старается полностью исключить (вытеснить) любые сомнения, равно как и исключить иные точки зрения вместе с их носителями, что нередко приводит к широкоизвестным последствиям. Угроза "объекту" веры для фанатика равна угрозе жизни.
Но все эти "объекты" веры - в общем виде, суть
продукты радикального воображаемого, этого ядра человеческой психики (например, любая религия основывается на воображаемом). Не означает ли фанатичная борьба за свою "веру" борьбу за сохранение своего радикального воображаемого? То есть тут наблюдается псидинамика схожая с образованием симптома. С одной стороны, есть попытка сохранить свое "право" (свою способность) на воображение (и в этом смысле подавление радикального воображаемого - это и есть настоящая угроза жизни), а с другой стороны, "общепринятые" распространенные "объекты" веры, ставшие догмой - все это является ни чем иным, как (застышей магмой, некогда бывшей творческой силой, как сказал бы, вероятно, Касториадис) памятником и могильной плитой, за которой пытаются спрятать радикальное воображаемое (творческое начало, как его не называй). :)