коммунизм и общее. о собственности

Feb 11, 2011 12:12

Собственность - это, если хорошо вдуматься, полный бред. И только тотальный социальный конформизм не дает людям задумываться об этом и других, не менее важных, вопросах. Или так, собственность - это кража (одно не исключает другое). Я уже когда-то писал, что вообще-то глупо выглядят, например, заявления о собственности на землю, для которой этот ( Read more... )

собственность, коммунизм, экзистенциализм, психоанализ, капитал

Leave a comment

al_ven February 15 2011, 06:51:19 UTC
Я вот тоже написал, что не мы создаем себя и не мы принимаем решения о своем рождении.
Идея о "собственности на самого себя" для меня является чем-то вроде полезной, в некоторых случаях, иллюзии. Например, когда ребенок начинает психологически отделяться от родителей, от их, зачастую, властных манипуляций.
А так...тема "Смерти Субъекта" - одна из главных в постструктурализме. Есть еще и буддизм.
Кроме того, идея о собственности перегружена всяческими вредными коннтоциями. Если есть собственность ("Я", "мое тело"), то ей надо как-то управлять, а как? Обратить ее в капитал, извлекать прибыль пользу (а это-то и показывает, что нет никакого Я, отдельного от культуры).
Как там у Бодрийяра:
"Отныне больше не говорят: «У тебя есть душа, и ты должен ее спасти», - но говорят так:

* «У тебя есть пол, и ты должен знать, как его правильно использовать»;
* «У тебя есть бессознательное, и ты должен научиться его освобождать»;
* «У тебя есть тело, и ты должен научиться им наслаждаться»;
* «У тебя есть либидо, и ты должен знать, как его расходовать», и т.д.

Это принуждение к ликвидности, к перетеканию, к ускоренному обращению психического, сексуального и телесного - точная копия того, что определяет рыночную стоимость; необходимо, чтобы капитал пребывал в обращении, чтобы сила тяжести и вообще любая фиксированная точка исчезли, чтобы цепочка инвестиций и реинвестиций не прерывалась, чтобы стоимость без конца изучалась во всех направлениях; именно в этой форме сегодня воплощается стоимость. Это форма капитала, а сексуальность, лозунг сексуального и сексуальная модель - только образ, в котором она реализуется на телесном уровне.")))

Reply

shraibman February 15 2011, 08:14:20 UTC
"Отныне больше не говорят: «У тебя есть душа, и ты должен ее спасти», - но говорят так:

Ответ
Может быть проблема начинается раньше, в точке, где мы говорим "у тебя есть" (душа или что-либо еще не существенно)...

Reply

al_ven February 15 2011, 08:26:26 UTC
Я бы так сказал - проблемы начинается с навязывания представлений о том, кто ты есть (а значит и того, что ты "должен" делать и как "должен" жить), с навязывания идентичностей.
Понятие о "душе" удобно еще и тем, что оно открывает заманчивую)) перспективу загробной жизни ("бессмертия") - а чего люди не сделают ради "хорошего местечка" в раю! Какая возможность, чтобы мозги пудрить)))

Reply

al_ven February 15 2011, 08:30:55 UTC
а что касается цитаты из Бодрийяра про душу - так он очень "любил" религию...)))
"Возникновение загробного послежития, может, следовательно, рассматриваться как основополагающий акт зарождения власти. Не только потому, что этот механизм позволяет требовать отречения от земной жизни и шантажировать вознаграждением в мире ином (в чем и состоит вся стратегия жреческих каст), но и, более глубинным обра­зом, в силу установления запрета на смерть и одновременно особой инстанции, которая за этим запретом следит, - власти. Нарушить союз мертвых и живых, нарушить обмен жизни и смерти, изъять жизнь из ее тесных связей со смертью и наложить запрет на смерть и мертвых - именно в этой точке изначально и возникает социальный контроль. Власть возможна лишь при условии, что смерть больше не гуляет на воле, что мертвые помещены под надзор, в ожидании той будущей поры, когда в заточении окажется и вся жизнь. Таков основ­ной Закон, и власть стоит стражем при его вратах. Фундаментальный акт вытеснения заключается не в вытеснении бессознательных вле­чений, какой-либо энергии или либидо, он не носит антропологическо­го характера, - это акт вытеснения смерти, и характер его соци­альный, в том смысле что им осуществляется поворот к репрессивной социализации жизни.
Как известно, исторически основу власти жрецов образует их монополия на смерть и исключительное право контролировать сноше­ния с мертвыми1. Мертвые первыми выделяются в обособленную область, допускаемую к обмену только через посредующую инстан­цию жрецов. Здесь, на этой заставе смерти, и образуется власть. Да­лее она будет питаться другими, бесконечно усложняющимися разде­лениями - на душу и тело, на мужское и женское, на добро и зло и т.д., но самый первый раздел - это раздел на жизнь и смерть2. Когда говорят, что власть «стоит у руля» [«tient la barre»], то это не просто метафора: она и есть черта [barre] между жизнью и смертью, повеле­ние о разрыве их взаимообмена, контрольно-пропускной пункт на пути между ними."
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-symv-obmen-i-smert.htm#_Toc75676907

Reply


Leave a comment

Up